Секция альпинизма Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова

Тактика и организация восхождений

18 Ноябрь, 2015

Источник: Захаров П.П. "Школа альпинизма"

1. ТАКТИКА ВОСХОЖДЕНИЙ В АЛЬПИНИЗМЕ

Любое мероприятие в условиях высокогорья требует всесторонней тщательной подготовки, которая не только обеспечивает успех, но и дает определенные гарантии безопасности для его участников.

Чем сложнее мероприятие (учебное или спортивное восхождение, горно-туристский поход или работа геологов, геодезистов), тем более объемна и специфична подготовка к нему. В зависимости от продолжительности мероприятия определяется и начало этой подготовки: сбор информации и необходимых исходных данных, в том числе характеристика климатогеографических факторов, анализ чрезвычайных происшествий в районе проведения мероприятия и многое другое. Прежде всего надо выделить объективную оценку предстоящих трудностей горного мероприятия, а также собственных возможностей для решения успеха задуманного. Переоценка последних, как и недооценка первых,— источник многих неприятностей в горах.

Совершая восхождения, альпинисты встречаются с рядом факторов, существенно влияющих на успех и безопасность восхождения. Причем оба компонента применительно к восхождению на горные вершины или любому другому виду деятельности человека в горной местности тесно взаимосвязаны.

Тактическое мастерство определяется в первую очередь тем, насколько полно проанализированы и учтены факторы, влияющие на организацию, обеспечение и проведение похода, восхождения.

Ежегодный анализ альпинистских ЧП показывает, что недостаточная тактическая грамотность проявляется прежде всего в непонимании сущности тактики как творческого освоения и применения личного опыта. Наряду с этим убеждение, что альпинист по мере набора вершин «автоматически» осваивает и взаимосвязь тактических понятий, вносит дезорганизующее начало в процесс обучения. «Автоматизм» в альпинизме вещь вообще недопустимая, а уж в тактике — тем более.

В лучшем случае под обучением тактике понималось знакомство с особенностями организации восхождений в различных классах (высотных, стенных и т. п.) или по видам рельефа (прохождение гребней, снежно-ледовых склонов и пр.), иллюстрированное примерами из практики и формализованным составлением временных графиков этих восхождений.

Чтобы обучение тактике стало эффективным, прежде всего установим единство понятий и терминологии, что позволит свободнее ориентироваться во всех относящихся к тактике вопросах. По-видимому, определение тактики как совокупности мероприятий и действий, обеспечивающих достижение поставленной цели с наименьшими затратами сил, средств, времени и с необходимой степенью безопасности, наиболее полно отражает ее сущность применительно к альпинизму. Понятия же, выделенные курсивом, принято называть тактическими категориями.

Отправным пунктом любой тактической альпинистской концепции служат ясно сформулированная цель и вытекающие из нее задачи. Восхождение на горную вершину может быть:

  • учебным,
  • тренировочным,
  • спортивным.

Возможно и объединение этих целей. В этом случае должна быть выделена основная цель и установлена ее взаимосвязь с второстепенными, подчиненными целями.

Соответственно определяются и задачи.

Например, спортивному восхождению особый оттенок придают такие из них, как первовосхождение или первопрохождение маршрута, повторение маршрутов, пройденных ранее, но с лучшим тактическим решением, большим количеством участников и т. п.

Для учебных и тренировочных восхождений характерны задачи по освоению или восстановлению приемов индивидуальной техники, организации взаимодействия, педагогический контроль со стороны инструктора за участниками учебной группы, новый рубеж высоты, освоение и проверка снаряжения. Могут быть и специфические цели: производственные, научные, военные.

Особое место отводится тактике поисковых и спасательных работ, где цель не подлежит обсуждению, а решающее значение приобретает фактор времени.

Значимость и актуальность цели определяют необходимую степень риска и совокупность мер безопасности. В любом случае нужно ясно представлять, во имя чего и чем можно рисковать.

Понятие силы относится как к собственным возможностям и ресурсам, так и к препятствиям, намеченным к преодолению. Рассматривать же горы как противника неправомерно. Климатические и географические условия и особенности рельефа в горах существуют объективно и могут служить источником опасности, как правило, для неподготовленных людей. Поэтому истинным противником альпиниста на пути к вершине будут его собственные недостатки в личной и коллективной подготовленности, в том числе и неумение объективно и достоверно оценивать трудности на избранном маршруте.

Именно поэтому начинать подготовку к горному мероприятию надо со знакомства со сложностями предстоящего маршрута и с оценки собственных сил.

Знакомство с предстоящими природными препятствиями и условиями обычно начинается со сбора уже имеющейся информации: описаний и рисунков, схем и фотографий, личных впечатлений очевидцев и т. п. Здесь важно уметь оценить актуальность и достоверность информации, учесть обстановку и условия, в которых она возникла (время, точки наблюдения), и, сопоставив их с условиями намечаемого восхождения, внести необходимые коррективы.

В ряду предварительных мероприятий существенное место занимает разведка, особенно визуальная. Она включает непосредственное и достаточно длительное наблюдение за объектом предстоящего восхождения с различных по ориентации и высоте точек в разное время суток. Это необходимо для установления подробностей рельефа, направления и режима схода камней или лавин, условий освещенности, выбора ориентиров, вариантов подъема и спуска, пунктов наблюдения и связи, промежуточных рубежей Чем сложнее маршрут, тем более подробным должен быть дневник наблюдения.

В отдельных случаях применяется разведка боем. В это понятие включают предварительное преодоление подходов, отработку и подготовку выхода на маршрут, прохождение отдельных участков, близких к нему по характеру и рельефу, с целью непосредственного знакомства с особенностями рельефа, отработки тактико-технических приемов, выбора снаряжения.

Результаты любого вида разведки должны документироваться - текстом, описаниями, дневниками. Иллюстрации могут выполняться в виде рисунков, но с обязательным соблюдением символики УИАА, схем отдельных участков маршрута, в виде фотографий, слайдов. В дневнике должны быть отражены время и точки кинофотосъемки. Выводы из данных разведки надо по возможности скорректировать на случай изменения метеоусловий и календарных сроков. Эти же приемы разведки могут быть применены и для подготовки восхождений 1—2 к. с. в составе учебного отряда. Ознакомление участников учебных групп с результатами разведки так же необходимо, как и членов спортивных команд.

Проверка собственных физических, технических и психологических ресурсов также может рассматриваться как разведка противника, именуемого собственными слабостями и неподготовленностью.

При оценке сил группы учитываются: степень овладения необходимыми знаниями и навыками, физические, технические и моральные ресурсы; сработанность, индивидуальный опыт и мастерство, специализация, взаимозаменяемость и совместимость всех звеньев группы; количество участников и возможность выбора; личность руководителя и наличие потенциальных лидеров.

Уровень физической подготовленности может оцениваться с помощью стандартных методик и тестов. Физические качества — сила, выносливость, гибкость, ловкость, равновесие — учитываются применительно к специфике действий во время восхождения (чередование статических и динамических нагрузок, объем и длительность их, отсутствие условий для полноценного отдыха, восстановления сил, а также внешние условия: высота, погодные условия). Следует помнить, что физические показатели в процессе подготовки и проведения восхождения обычно меняются. Их динамика — один из показателей тренированности.

Характер будущего восхождения определяет специальные акценты физической подготовленности: на общей и силовой выносливости, быстроте адаптации к высоте и др.

Индивидуальная техническая подготовленность характеризуется широтой диапазона приемов преодоления различных форм рельефа, качеством их выполнения (быстрота выбора, непринужденность исполнения, экономичность), умением применять соответствующие технические средства и выбирать оптимальный маршрут. Индивидуальное мастерство основывается прежде всего на надежном свободном лазанье в самом широком понимании этого термина.

Применение искусственных точек опоры — приемов так называемой высшей техники, использование жумаров (зажимов) следует осваивать лишь по мере достижения высокого уровня в свободном лазанье и тогда, когда в последнем возникает реальная необходимость. Форсирование в этом случае вредно.

Техническая подготовленность должна рассматриваться не только в плане индивидуального мастерства. Ее показателем остается умение взаимодействовать внутри связки и между связками в группе, что, в свою очередь, составляет основное содержание понятия «схоженность».

Основная тактическая единица в альпинизме — связка из двух человек. Критерии качества работы связки; правильное распределение функций, согласованность выполнения партнерами необходимых приемов, рациональное использование веревки, уровень владения приемами оказания помощи, надежность страховки и самостраховки, четкость в управлении движением, полное использование времени. А это все прежде всего достигается в совместных и далеко не одноразовых восхождениях. Именно здесь закладывается и само понятие «схоженность» и качество его исполнения. Взаимодействие связок внутри группы определяется такими же критериями, но с акцентом на работе нескольких связок, объединенных в команду.

Особой проверке подлежит умение работать в качестве лидера. Здесь внимание обращается главным образом на выбор и качество подготовки маршрута для всей группы, умение руководить и заботиться о всех делах группы, отделения, команды.

Индивидуальная и групповая техническая подготовленность проверяется на зачетах и экзаменах, в работе па страховочном стенде и в решении ситуационных задач, во время восхождения по контрольным маршрутам.

Теоретическая подготовка определяется знанием положений тактики, условий высокогорья, элементов метеорологии, гляциологии и геологии, знакомством с основными физиологическими закономерностями, основами радиосвязи, оказанием первой доврачебной помощи пострадавшему.

Уровень собственных сил зависит от опыта походной жизни: умения приготовить пищу, беречь снаряжение, организовать бивак в самом неподходящем для этого месте, вести оперативный ремонт снаряжения.

Психологическая подготовленность — существенный компонент собственных сил. Умение оценить ее без прощающих скидок позволяет прогнозировать поведение всех участников группы в условиях реального восхождения и экстремальных ситуациях. Оценка личной психологической подготовленности рассматривается прежде всего в плане сопоставления собственны: психологических качеств спортсмена с предполагаемой обстановкой

Существующие методы составления психологического портрета (тесты, анкетирование, сопоставление психофизических характеристик) пока не претендуют на научно обоснованную достоверность, а возможность их прямого применения для условий альпинистского восхождения сомнительна. Однако связь и взаимовлияние физических и психологических нагрузок неоспоримы Примером этого может служить высотная и спусковая эйфория. Вполне понятно, что это обстоятельство нельзя не учитывать при тактическом прогнозировании.

Основа изучения характера товарища по связке или группе—благожелательность и объективность, наблюдение в сотрудничестве. Здесь следует помнить, что нравственные и волевые качества человека поддаются совершенствованию и воспитанию в процессе формирования коллектива единомышленников.

Основа здорового коллектива — единство мировоззрения (отношение к себе и товарищам, к окружающей среде), единство понимания цели, благожелательное отношение друг к другу и, наконец, взаимное доверие, основанное прежде всего на принципе «мы ходим в горах вместе, потому что нам нравится ходить вместе».

Альпинистский коллектив — сложное формирование. Становление его зависит от таких факторов, как продолжительность и уровень контактов, сложность и ответственность совместно решаемых задач, психологическая совместимость, степень случайности объединения, наличие формальных и ситуационных лидеров.

Руководитель группы, тренер или инструктор в работе с участниками обязаны учитывать все это, рассматривая все факторы в динамическом взаимодействии, как серьезный тактический ресурс. Это определение относится не только к группам спортсменов-разрядников, но в равной мере и к начинающим альпинистам, особенно в предсезонный период их подготовки в секциях альпинизма.

Организационные вопросы, материально-техническое обеспечение альпинистского мероприятия составляют тактическую категорию— средства. Сюда входят организационные условия и финансовые источники, снаряжение общее и специальное, экипировка, питание, транспорт, связь, медицинское обеспечение. Значение перечисленного с тактической точки зрения не требует особых комментариев. Важно их оптимальное сочетание, базирующееся на принципе обоснованной экономии. При подборе специального снаряжения и экипировки следует учитывать их соответствие целям и задачам мероприятия, а также необходимость применения а предполагаемых условиях восхождения.

Своеобразная и важная тактическая категория — время и понятия, связанные с ним: календарные и суточные графики движения, продолжительность рабочего дня, продолжительность восхождения и его этапов. Не случайно в горах расстояние определяется временем.

Один из решающих факторов успеха восхождения — тактическая скорость, т. е. скорость тактической единицы — связки. А в некоторых случаях и скорость всей группы. Последнее замечание обосновывается тем, что в современных стенных восхождениях с применением жумаров понятие отдельной связки как бы размывается.

Тактическая скорость не идентична понятию скорости непосредственного перемещения партнеров по связке. Она скорее определяется быстротой чередования тактико-технических приемов взаимодействия и совмещением их во времени. Основой быстрого и безопасного продвижения связки является прежде всего согласованность и обдуманность действий обоих партнеров. При этом следует помнить, что скорость как самоцель — а именно такую концепцию часто исповедуют молодые и физически сильные альпинисты— часто служит источником аварийных ситуаций. Умение ценить и правильно расходовать время — вот основной показатель тактической подготовленности.

Правильная тактика должна сочетаться с понятием «резервы». Известный тактический принцип «борьбу выигрывает тот, кто сумел сохранить резервы», применительно к альпинизму весьма актуален. Обстановка альпинистского восхождения чревата неожиданностями. Изменение погодных условий и вызываемые ими осложнения маршрута трудно прогнозируются. Случайная травма или заболевание одного участника может привести к критической ситуации. Всегда должен соблюдаться принцип «восхождение заканчивается не на вершине, а по возвращении на базу».

Альпинистская группа действует в условиях практической автономии, исключающей не только возможность оказания немедленной помощи со стороны, но зачастую и необходимой консультации. Поэтому достаточный резерв материального обеспечения, физических и моральных сил, психологической устойчивости, запас времени совершенно необходимы, и пренебрежение этим принципом недопустимо.

Отсюда вытекает такое немаловажное тактическое понятие, как маневр,— быстрый и оперативный выбор действий в сложившейся обстановке, когда в первую очередь встают задачи по обеспечению безопасности группы в целом. Правильно составленный тактический план должен предусматривать возможности маневра при его реализации и учитывать вынужденные варианты. А это, в свою очередь, предусматривает корректировку самого плана и отдельных его разделов, вынужденное отступление и возможно полный отказ от восхождения.

2. ВЫСОКОГОРНЫЕ ПОХОДЫ И ВОСХОЖДЕНИЯ НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ

2.1. Особенности организации и тактика походов и восхождений при выполнении норм на значок «Альпинист Казахстана» и III разряд по альпинизму (НП1)

Эти два квалификационных уровня подготовки альпинистов органически связаны между собой преемственностью и последовательностью обучения. Вместе с тем они имеют различия, обусловленные задачами каждого из них. Вопросы организации и тактики в них различны применительно к этой сути маршрутов, хотя и несут в себе единообразие требований учебного порядка.

Цель похода и восхождения. Для начинающих альпинистов — освоение норм поведения в высокогорье, которые граничат с требованиями постулатов. Применение и закругление начальных навыков в технике передвижения по различному горному рельефу, применение на практике способов обеспечения безопасности при движении в связках и с использованием приемов массовой страховки, ознакомление с характером реальных препятствий, уяснение понятия «категория сложности», знакомство с орографией района, закрепление альпинистской геоморфологической терминологии.

Для значкистов — проверка уровня физической, технической и моральной подготовки, закрепление приемов и навыков индивидуальной техники, приобретение начальных навыков взаимодействия и обеспечения безопасности, выбор маршрута и самостоятельное ведение группы на отдельных его участках, приобретение начальных сведений по тактике горовосхождений и реализация отдельных ее положений во время учебно-тренировочных восхождений, совершение контрольного восхождения, служащего экзаменом за весь курс подготовки и дающего право на присвоение III разряда по альпинизму.

Основная цель любого похода и восхождения на этих уровнях подготовки альпинистов — не спортивный результат, а обучение и приобретение новых навыков и знаний.

Выбор объекта восхождения. При выборе вершины для зачетного восхождения начинающих альпинистов принимаются во внимание трудность и протяженность подходов, наличие удобного места для исходного бивака, надежность связи с базовым лагерем, положение вершины как обзорного пункта района и маршрут предполагаемых последующих восхождений, а для значкистов (кроме перечисленного) — совмещение в одном походе практических занятий с восхождением, возможности координации действий отделений учебного отряда и связи между ними и базовым лагерем, соответствие рельефа учебным целям.

В программе подготовки на III разряд увеличивается число учебных восхождений.

Во время учебно-тренировочного восхождения проверяются полученные в прошлом практические навыки и закрепляются знания, приобретенные в учебном цикле текущего сезона. Одновременно осуществляется тренировка к более сложным учебным восхождениям, которая позволяет выявить соответствие физической и технической готовности альпинистов выполнению более сложной работы при постоянно увеличивающихся физических нагрузках. Здесь же проверяются: морально-волевые качества, желание совершать восхождения в данном составе группы-отделения, слаженность действий и взаимопонимание участников учебного отделения, техническая грамотность и одинаковое понимание мер безопасности, приобретение навыков во взаимодействии партнеров по связке и между связками отделения. Тренировочное восхождение совершается в составе всего отряда.

В учебных восхождениях 2А категории сложности продолжается закрепление навыков учебного цикла, приобретаются навыки самостоятельных действий в ведении группы по маршруту и в организации необходимой страховки. На таких восхождениях молодые альпинисты начинают выполнять положения тактического плана применительно к характеру и сложности маршрута.

В контрольном восхождении 2Б категории сложности проверяются навыки, полученные в процессе обучения и предыдущих восхождений, и даются рекомендации для присвоения III разряда по альпинизму. Это своеобразный экзамен для альпиниста, переходящего к более сложным восхождениям спортивного уровня подготовки.

Значкисты совершают восхождения 2А и 2Б к. с. в составе двух (не более) спаренных учебных отделений. Один из инструкторов — командиров отделения назначается ответственным за действия такой группы.

Подбор состава отделений начинающих альпинистов и значкистов. Поскольку участники прибывают на учебно-спортивную базу из разных городов и секций, формирование учебных отделений производят на основе общефизической подготовки, по возможности объединяя представителей одного города или коллектива. Представители секций, прошедших предлагерную подготовку в полном объеме, зачисляются в одно учебное отделение.

Решающим фактором корректировки состава учебных отделений наряду с результатами учебных занятий служит оценка действий участников в перевальном походе у начинающих альпинистов и на тренировочном восхождении у значкистов.

Подготовка восхождений. Перед выходом в высокогорную зону всем учебным подразделениям разъясняются цели предстоящего похода или восхождения, предполагаемые учебные вопросы и критерии оценки действий участников. Выходу предшествует организационное ознакомление с объектом восхождения, путями подхода к вершине. В этой беседе используются описания маршрута и иллюстративный материал. Важно приучить будущих разрядников самостоятельно пользоваться картотекой вершин района, фотографическими и другими материалами для подготовки и разработки учебного тактического плана всего похода.

Тщательность и своевременность организационной подготовки похода или восхождения во многом определяют его успех не только в тактическом плане. Они дают и высокий учебно-воспитательный эффект. Подготовка включает подбор бивачного, личного и общественного снаряжения, горючего, продуктов питания, средств освещения и сигнализации, распределение груза, медицинский осмотр и оформление необходимой документации, получение консультации у лиц, недавно прошедших этот маршрут. Во всем этом с равной долей ответственности должны участвовать и сами члены отделения под руководством командира.

Восхождение. Независимо от категории сложности все восхождения начальной подготовки альпинистов носят учебный характер. Учитывая это, при составлении тактического плана учебного восхождения надо увеличивать время на его осуществление по сравнению с раскладкой спортивной группы. Планируется ранний выход с биваков, которые подтягиваются максимально близко к объекту восхождения. В целях экономии времени организуются разведочные выходы группы, составленной из стажеров и хорошо подготовленных участников, под руководством инструктора. Задачи разведки: проверка путей подходов, прокладывание следа, требуемая маркировка, оборудование мест массовой страховки.

В учебных восхождениях решаются следующие задачи:

  • освоение обстановки, ориентация на маршруте, реакция на глубину, первые навыки взаимодействия в связке, реагирование на изменение условий и замечания инструктора, способность исправлять ошибки, взаимоотношения с товарищами по группе;
  • сознательный выбор и применение освоенных простейших приемов с использованием средств страховки (веревка, ледоруб);
  • восприятие и понимание определений «опасно» и «неопасно». .

Для значкистов к этому добавляются:

  • умение применить для конкретных условий (крутизна, рельеф, экспозиция) освоенный прием и обеспечить его безопасность;
  • организация взаимодействия внутри связки и между связками, умение выбирать темп движения, подготавливать путь для товарищей по группе;
  • обоснованный выбор маршрута, определение ключевых участков, умение рассчитать время движения, использовать тактические понятия «рубеж», «ориентир», «маневр»;
  • умение двигаться последним, особенно на спуске.

2.2. Особенности организации и тактика восхождений при выполнении норм II разряда по альпинизму

Поскольку учебная программа выполнения этих норм рассчитана, как правило, на два сезона подготовки в горах, для определения сроков и разграничения уровней подготовленности приняты определения «частичное выполнение норм» и «завершение выполнения норм», что соответствует первому и второму году обучения на этом этапе подготовки альпиниста. Соответственно распределяются и объекты восхождений, необходимые для выполнения норм II разряда.

Учебный процесс подготовки спортсмена II разряда един, он не делится на разные этапы. Основной тактической задачей этого квалификационного уровня, освоению восхождений по маршрутам 3 к. с. соответствуют направление учебного процесса, организация и тактика учебных восхождений. После выполнения норм II разряда альпинист переходит в качественно новую для себя категорию-— спортивное совершенствование, поэтому в учебном процессе и тактике учебных восхождений данного уровня основным принципом становятся нарастающая спортивность и приобретение устойчивых навыков самостоятельности. К последнему относится и введенное в учебную программу самостоятельное восхождение 2Б к. с. после выполнения программы восхождений, требующихся для II разряда. Здесь цели восхождения полностью перекликаются с самостоятельным восхождением 1Б к. с., введенным в учебную программу III разряда. Так прослеживается определенная преемственность, необходимая на дальнейших ступенях подготовки, где альпинист выступает в роли руководителя спортивных групп и команд.
Итак, каждое восхождение для этой категории разрядников имеет следующие цели:

  • закрепление знаний и технических навыков, приобретенных на учебных занятиях и в тренировочном восхождении;
  • приобретение первых навыков решения тактических вопросов, начиная с подготовки и защиты тактических планов восхождений и претворения его положений на практике каждого учебного восхождения 3 к. с.;
  • приобретение навыков самостоятельных действий во время восхождения, организации движения группы, обеспечения мер безопасности.


Поскольку роль инструктора — командира отделения, готовящего участников группы к восхождениям, в основном контрольная и направляющая, вопросы приобретения самостоятельных навыков для разрядников становятся первостепенными. Инструктор при этом выбирает себе место внутри группы, а первыми ставит самих участников, по ходу вводя тактико-технические задачи, посильные для выполнения и направленные на развитие навыков организации и самостоятельной работы.

При выборе объекта восхождения разрядникам предоставляется определенная самостоятельность, особенно на этапе завершения выполнения норм II разряда. При этом учитывается учебная направленность маршрутов восхождений, касающаяся в первую очередь равномерного набора маршрутов, различных по своему рельефу. Предпочтение отдается маршрутам ярко комбинированного характера.

Завершает выполнение норм II разряда контрольное восхождение по маршруту 3Б к. с.— экзамен на зрелость спортсмена, получившего право перехода на более серьезный уровень восхождений и руководства спортивными группами, т.е. к восхождениям совершенно самостоятельным, без присутствия в группе инструктора.

На упомянутых этапах обучения, и особенно среди разрядников, прибывших для подготовки на учебно-спортивные альпинистские базы, очень сложны подбор и комплектование учебных групп. Ведь сюда приезжают обычно люди из разных городов на короткий (20 или 30 дней) срок, а задачи перед ними встают серьезные. Основной критерий здесь — группы подбирают исходя только из «удобного» наличия одинаковых по количеству вершин пройденных или вершин, недостающих до полного набора на разряд. Поэтому в любом варианте состава учебного отделения всегда происходят внутренние трения, притирка характеров. Сложная работа таких отделений не всегда бывает продуктивна.

Программа подготовки альпинистов отдает предпочтение в подобном случае группам постоянного состава, тренирующимся в секциях альпинизма по плану, отражающему их подготовку, склонности, учитывая возможность дифференцированного обучения в прямой зависимости от уровня предварительной подготовки, объема знаний и навыков.

От каждого участника таких групп будут требоваться повышенная отдача на занятиях и тренировках, высокий уровень самодисциплины и организованности, готовность работать на группу. Последнее особенно важно — только в составе группы возможны и высокий личный результат и успех задуманного

Подготовка восхождения. На данном этапе обучения в подготовку к восхождениям кроме всех перечисленных и общепринятых мероприятий должна входить тактическая подготовка. От уровня занятий, углубленной самоподготовки, навыков в разработке учебных тактических планов во многом зависит и подготовка и само восхождение.

Проведение восхождения. Наиболее серьезный момент всего цикла подготовки альпиниста на II разряд — максимальный уровень его самостоятельности. Вот почему любое мероприятие подготовки и действия на маршруте восхождения должны быть заранее известны участникам, которые сами все организуют и претворяют в жизнь. Здесь как никогда требовательно встает условие обучения самостоятельности. Применительно к нему лучшей формой пока остается назначение учебным руководителем на каждый этап подготовки и проведения восхождения одного из участников, а инструктор тщательно проверяет его действия, предотвращает ситуации, которые могут развиться в нежелательном направлении из-за непроизвольных ошибок или просчетов. Лучший же вариант организации такой формы обучения — назначение учебных руководителей на весь цикл восхождения поэтапно —от подготовки в лагере и до отчета на разборе совершенного восхождения.

Итоговое, контрольное, восхождение ЗБ к, с, не только экзамен на присвоение II разряда, но и в основном проверка способности решения тактико-технических задач каждым участником группы.

Самостоятельное восхождение по маршруту 2Б к. с. поможет альпинистам определить соответствие каждого из них роли лидера, а также покажет молодым разрядникам всю меру ответственности, которая ложится на их плечи, как только с ними перестает ходить на восхождения командир отделения.

Все восхождения разрядников проводятся в составе одного отделения, кроме первого — тренировочного, на которое выходит весь отряд. Такое общее восхождение — единственная возможность для командира отряда проверить практические навыки всех разрядников в процессе восхождения.

2.3. Особенности организации и тактика учебных восхождений в условиях учебно-спортивных альпинистских баз и самостоятельных (внелагерных) альпинистских мероприятий

Для планирования и подготовки восхождений в районе дислокации альпинистских баз и контрольно-спасательных пунктов определенную пользу окажут хранящиеся в КСП или учебной части альпбазы картотека маршрутов восхождений на вершины района, а также информативная документация, фотографии, схемы, описания отчетов предыдущих групп восхождений. Всегда можно получить консультацию или экспресс-информацию о состоянии маршрута, путях подхода, вариантах спуска. Обычно имеются варианты восхождений в различных погодных условиях и при различном состоянии рельефа, определен набор необходимого снаряжения, налажена система радиосвязи. В непосредственной близости к району восхождений обеспечены оказание медицинской помощи, средства транспортировки пострадавшего или заболевшего альпиниста.

К сожалению, подобные удобства часто воспринимаются как возможность пренебречь самостоятельной разработкой тактических вопросов, тогда как именно наличие вспомогательного материала создает наиболее благоприятные условия и для учебного процесса и для сознательного повышения тактической грамотности.

Вместе с тем носящие учебный характер выездные мероприятия коллективов физкультуры, секций и клубов альпинизма, базирующиеся в непосредственной близости от стационарных альпинистских баз и КСП, исключают многие организационные вопросы, с которыми вплотную сталкиваются при проведении мероприятий в отдаленных районах, и прежде всего вопросы безопасности для всего сбора или альпиниады, обеспечение связью и т п. Практика проведения восхождений в районах, расположенных в непосредственной близости от вершин, показывает, что именно это условие чаще всего не принимается в расчет при составлении тактического плана восхождения, и в первую очередь при планировании выезда из города на субботне-воскресный альпинистский «пикник».