Секция альпинизма Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова

Пик Талгар 2016 (заметки Ляззат Мусралиной)

23 Ноябрь, 2016

Подготовка

Задумываться о пике Талгар начали летом, многие еще были на пике Ленина, ждали остальных, кто уехал туда на забег - забег на 7-тысячник... Остановились на том, что на Талгар поедем с 3 сентября (примерно 10 дней). Поначалу нас было много, все хотели сходить на эти дальние горы, и самое удобное время - сейчас. И я была среди всех желающих, хоть и до конца не понимала, насколько это все серьезно,  и смогу ли дойти, пока на тренировке перед восхождением не услышала, что всё так сложно, подумывала, что я наверное не готова, может походить на ближние, потренироваться и подготовиться, а сходить на следующий год. Но потом решила, что раз собралась, надо идти, хотя бы насладиться видами, даже если увижу перед собой "ледовую стену",  и у меня будет страх, можно же будет остаться в базовом лагере... Нас на тот момент осталось 5 человек, у которых получалось со временем, здоровьем и т.д. На вопрос, кто поведет, получилось у Дикса. Очень обрадовались, что все в силе. Оставалось собрать снаряжение, сделать страховку, карту,  закуп продуктов и т.д. Рома подготовил карту, горелки, они с Диксом собрали необходимое снаряжение, Айман всем сделала страховки, в шутку говорили, что включает даже смерть и вызов вертолета... Аптечку взяли ту, которая на п. Ленина наши ребята  брали. В день перед сборами старалась закончить все дела, приготовить все необходимое сыну, съездить за рюкзаком, так как мой мало что помещал. А рюкзак ведь был ветераном, побывал на многих вершинах - Урубкинский.  Попросила у знакомого полегче спальник, каждый грамм играл роль.  Вот и с продуктами остановились на том, что будем брать из расчёта 590 г в день на человека, так как все нести нужно на себе... Вечером встретились с Юлей, которая уже закупалась, и накупили вместе продуктов. Брали на 5 человек: завтрак, перекус и ужин на 10 дней, в итоге это хватило на троих, 7 дней. Первый опыт закупа и не только... Все продукты решили оставить у меня.

День 1.

Проснулась рано, чтобы собрать рюкзак, да и спать особо не хотелось. В предвкушении... Пик Талгар!!

Телефон решила оставить дома, чтобы лишний вес не тащить, договорившись с Ромой, что встретимся на Достык Абая, и уже не увидев общего сообщения, что сборы на Курмангазы Достык. Пожалела двести раз, так как договорились в 9, а я была уже на месте в 8:50, села с рюкзаком и продуктами на обочине, и ждала всех. Всякие мысли, Айман с утра написала, что не выздоровела, и ожидала чудо, что в день выхода все пройдет, но к сожалению не прошло... Думаю, а вдруг пока ехала, все переиграли, и решили пойти в другой раз, а до меня не могут дозвониться, или еще что случилось. Настолько привыкла, что в телефоне есть память, и номера не запоминаю, чтобы позвонить, и узнать, где же все… Прохожих было мало с утра, уже половина десятого. Ну не могли настолько опоздать, максимум на 5 мин, ведь даже пробок не было... Хотелось спуститься до Курмангазы, думала, а вдруг пока буду идти, они проедут... Оставалось нервно стоять и ждать. Вдруг вижу знакомую фигуру, о - Рома!! Он поднялся, чтобы посмотреть, может я тут. Оказывается, все меня ждали на остановке. Столько радости было!! В машине уже сидели Дикс с Юлей. Ира довезла нас до канатки, там же переложили все продукты, выкидывая коробки от каш и пересыпов пюре в пакетики. Часть вещей и кроссовки оставила в машине у Иры, облегчила рюкзак до минимума, что забыла кружку.Думала, буду использовать от пюре.Подумала, что надо бирки с одежды тоже убирать.Все лишнее… Ну все, готова.Пошла вперёд, чтобы купить билет на гондолу, в один конец не продают, взяла в оба... У остальных были пропуска. Вот мы и собрались в наше путешествие, которые планировали на десять дней: Дикс, Рома, Юля и я. Поднялись до Чимбулак, встретили Юлю Аргунову, она прям там же хотела присоединиться и пойти с нами, но работа... Опустошили две полулитровые бутылки с водой и поднялись до Талгарского перевала. Переобув сланцы на ботинки, и в путь. Пока шли хорошо, но потом  Юля начала жаловаться на боль в ногах, меняем носки, лепим пластырь - не помогает. Мозоль! Больно ходить...

По дороге встречаем бегунов, которые готовились на Kosmos upHill, с БАО с 4 утра идут. Зрение -3, без очков, приглядываюсь, а среди бегунов - Карен. Далее дядя Вадя и ещё несколько ребят.

Пошёл дождь. Накинув дождевик, спустились к Красной поляне. Решили сделать перевал там, так как нужно было переходить реку. Юля все не решалась, но потом сказала, что не сможет идти дальше, нога болит. Мы с ней остались ждать ребят. Они пошли на разведку, чтобы посмотреть, где можно безопасно перейти реку вброд или поискать, вдруг есть готовая переправа.

Неподалёку от нас стояла палатка, там была одна пара, с которой мы познакомились. Замечательнейшие люди- Артём с Оксаной, которые частенько выходят в горы, пока не закончатся продукты. Вот и в этот раз они планировали на 16 дней. Пока стояли, разговаривали, они угостили нас натуральным сгущенным молоком, которые делают сами.Вот объеденье, не стесняясь съела 3 большие ложки... Дай волю, я бы всю бутылку съела. Они напоили чаем, поделились спичками, так как у нас была только зажигалка. Потом подошли наши ребята, и сообщили, что нужно будет ставить лагерь здесь, а с утра они будут делать переправу. Поставили палатки.  Рома не дождавшись, решил выпилить бревно на завтра, и глубоко порезал свой палец сучком... Пересмотрели аптеку, очень много ампул.., но нет ни перекиси, ни йода, чтобы обработать. Эта была высотная аптечка.Решила, что в следующий раз буду брать раствор перекись водорода, а что же сделать сейчас... Обработали рану спиртосодержащим гелем, забинтовали. Рома учил, как правильно это делать. Всегда нужно от себя бинтовать, так удобнее. Теперь надеемся, что не загниёт.

Вечером разожгли костёр, поставили чай. Артём рассказывал много историй, Оксана угостила всех вкусным борщом, самым настоящим, даже с мясом! Поели с добавкой, и потом ещё долго его вспоминали, всю дорогу до Талгара, каждый ужин...

Позже решила набрать воды на утро, надев налобный фонарик пошла к ручейку. Он был рядом, но по дороге, в темноте увидела два огонька - сверкающие глаза зверька.  Испугавшись, что это волк, даже не успев набрать воды, быстро побежала к ребятам и к костру. Мне сказали, что, скорее всего, была - лиса. Волки обычно стаями ходят. Пошумев бутылками, Дикс пошёл вперёд. Набрали воду, приготовили чай в термоса. Решили отварить макароны на утро, чтобы их с собой не таскать.Несмотря на то, что написано "варить 8 мин", в горах это будет намного дольше. Такую еду лучше вообще не брать...

Перед сном повесили все пакеты с едой на дерево. Дикс даже кастрюлю с макаронами умудрился повесить, чтобы зверьки не утащили. Артём все продолжал говорить истории, но нам нужно было рано вставать, поэтому пошли спать.

День 2.

Подъем в 6 утра.В горах воздух особенный, и состояние бодрое, очень легко просыпаться.Только хочется лежать, никуда не идти, и наслаждаться природой.Так и поступила Юля.Зачем возвращаться в город полной суеты, а тут и люди хорошие, и борща можно поесть, и тишина. Оставили ее с минимальным количеством еды, Роминой палаткой, и кастрюлей. Позавтракали макаронами, и попили чай.

Рома с Диксом выпилили бревно и потащили к реке. Мы все пошли за ними. Они нашли второе бревно, но за счёт влаги, оно оказалось неподъёмным. Артём тоже присоединился помогать, чтобы дотащить к переправе.  Другой конец сухого бревна очень быстро оказался на той стороне, куда мы должны перебраться. А вот со вторым, неподъёмным, пришлось повозиться.  После того, когда оба бревна, как мостик радовали глаз, с помощью верёвки их выравнили. Течение реки было быстрым и глубина около 3 метров. Диск попросил нас надеть обвязки и со страховкой осторожно перешёл на ту сторону, чтобы закрепить веревку для перил, чтобы мы могли переправиться. Вщелкнулись к перилам и прошли с рюкзаками на ту сторону. Вытянули верёвку, промаркировали и попрощались с Юлей, Артём и Оксаной.

Вот он, опыт и знания! Все четко, быстро и организованно. Здорово, что я иду вместе с ними, как же мне повезло, подумала я. И всю дорогу так считала. Заботливо и терпеливо, все 8 дней.

Рома нашёл каримат около реки, и дал его мне. Там же я подобрала деревянные палки, чтобы легче было ходить, свои остались на вагоне... Пошли дальше, сначала вверх по тропе, потом тоже по тропе, но возможно звериному, оставляя туры из камня. По бревну огромному тоже прошли, на корточках спускалась, обняв это бревно, рюкзак отдала Диксу, пока его переходила, чтобы не упасть в обрыв. Когда шли, ели малину, совсем немного, то, что встретилась на пути. Рома все думал, встретить зверька, может медведя, чтобы его сфотографировать, но к счастью моему их не было. Только кости и рога козлиные лежали на пути, учащая сердце и бросая меня в дрожь. Дошла до Дикса с Ромой, которые постоянно меня ждали, попили воды, перекусили, и пошли дальше.

Опять вверх идти, подумала я, и шла...  Сквозь кусты, колючки, руки в царапинах. То жарко, снимаю кофту, потом ветер подует, опять одеваюсь.  Пошли по траве, очень удобно и мягко ходить, но лучше спускаясь, вверх силы нет. Ну, наконец-то спуск, пусть небольшой, по камням, но спуск. Вот и добрались до следующей точки, который отметил Рома  для нашего похода в Талгар.

Подножие перевала ТЭУ. Рядом было озеро.  Рома пошёл за водой. Дикс установил палатку. Пошел дождик. Рюкзаки накрыли клеенкой, сами спрятались в палатке... Приготовили ужин, "любимая" лапша, когда ещё такая возможность покушать её. Рома вышел на связь, поговорил с Софией. Они больше переживали за Юлю, как мы могли ее там оставить... Мы на связь пытались ещё за день выйти, но оказалось, что нужно антенну вытащить. Всё думали, почему нет связи. Теперь знаем, как пользоваться этой штукой... Правда смс так и не отправлялась.  Овсяную кашу замочили на всю ночь, чтобы утром позавтракать, и не варить её.

День 3.

Проснулись в 6 утра. Я быстро выбежала, потому что ночью мне было страшно выходить. Звуки падающих камней слышала, и думала, что кто-нибудь из зверей заглянет.  “Вот ненормальная, столько терпеть”, подумала я, и не помню, как заснула.

Начали завтракать. Каша. Я ее горячую не люблю, а тут и сгущенку добавила, все равно не лезет... Не хочу. Хорошо одна на двоих, Рома доел. Моя посуда от пюре осталась на Красной поляне. Чай пила с кружки Дикса. Потом нашли мне от горелки пластиковую кружку. Хорошо к чаю вкусняшки были пока достаточно, только сахара мало. Я старалась его не трогать, было неудобно перед Диксом, взяли полулитровую бутылку сахара на все дни. Это дома я не пью чай с сахаром, да и вообще чай. А в горах он просто необходим, придаёт энергию.  Теперь буду знать, что сахара нужно брать больше.

Собрали вещи, палатку и пошли. Уже с подножия перевала ТЭУ к перевалу «Суровый». Тут началась ходьба вверх по снегу.

Вид очень красивый был, и погода радовала. Шли вверх, вверх... Ну когда придём, думала я, и все шла... У меня частенько такое было, особенно, когда уставала. Вот и сейчас подустала. На ребят посмотришь, бодрые, быстрые, а я все плетусь. Мне было так неудобно, что я отстаю, постоянно они меня ждут. Вот, надо выносливость развивать, бегать вверх на трамплинах, а не ходить пешком. Но я же жалею себя, слишком люблю... Ладно, потом буду думать об этом, а сейчас нужно дойти до следующего перевала,  и шла.

Наконец-то наверху, прошли по прямой немного, ещё пошли чуть-чуть, и ещё немного, и ещё, хорошо тут спуск, подумала, и быстро догоняла Рому с Диксом. Дикс достал карту с компасом, чтобы посмотреть, как лучше нам пойти. Рома смотрел в GPS. Увидели реку, нам на другую сторону нужно. Чтобы не идти по реке и не намокнуть, и не делать переправу, пошли через верх, хоть и прошлись больше, но зато сухие и довольные. Шли вдоль реки по камням вверх, и наконец-то дошли к подножью перевала «Суровый». Ставим палатку, ужин, чай, переговоры с нашим миром, и все, отрубилась.

День 4.

Будильник разбудил в 6 утра. Лень вставать, ещё немного... Каша вкуснее, все кушается. Поправили кошки, вытащили ледоруб с обвязкой и верёвку поближе. Собрали палатку, и пошли в путь к перевалу Суровый.

Всё надели, натянули верёвки, и Дикс пошёл первый. Рома последним шёл, и страховал Дикса. На Дикса смотришь, как будто с ледорубом родился. Мастерски и проыессионально: кошки, ледоруб, поочерёдно приставными шагами и вверх. Рома кричал, сколько верёвки осталось: "Верёвки 8, 5, 3, все, вся верёвка". Дикс делал станции на льду, на скалах, где получалось, я жумарила вторая, потом Рома все собирал. Идём вверх, я жумарила, не помню сколько верёвок, явно больше десяти, уже силы на пределе... Поднялись, и туман! Видим - перевал. Видимо, кто-то останавливался тут в непогоду. Решили пойти, идём с GPS и картой, которая у Дикса, вместе с компасом, в связке, то в одну сторону, то в другую... Видимость ноль, техника "гонит", показывает идти сначало на право, потом в другую сторону... Только снег и туман перед глазами, и мы. Пока ещё видны наши следы назад, решили не рисковать и вернулись к перевалу, который видели до этого. Там уже камнями было окружено место для палатки. Поужинали, на этот раз пюре. Рома выяснил погоду, которая точная на 100%. На завтра погоду обещали солнечную и отличную для восхождения, и послезавтра до обеда тоже. Дикс приготовил чай на ночь.

Ночью выглянула посмотреть звёздное небо, завораживала!

День 5.

Проснулись в 6, как всегда. Позавтракали и собрали вещи. Погода была превосходной, как будто вчера ничего не было. Надели обвязки, кошки. Верёвку частично смаркировали, и накинули на себя, а  остальную вытянули и пошли в связке в базовый лагерь.  Меня поставили посередине. Дорогу нашли быстро, все было видно, вчера мы шли в правильном направлении.

Хорошо, что вернулись, а не пошли в туман. По дороге было много трещин. Дикс шёл первым, проверяя снег, и мы шли за ним. Утром около 10 были уже в базовом лагере. Выравняли место для палатки, поставили её.  В пакетики, положив снег, закопали с четырёх сторон, натянув палатку, чтобы ветром не унесло. Вскипятили воду для чая.  На гору решили пойти рано утром, чтобы избежать лавины, так как снег уже был мягким. У нас был целый день, и Дикс с Ромой, используя буры, верёвки и треккинговые палки, сделали отличную сушилку. Мы отдыхали этот день, солнце было очень активным, кремом мазались постоянно. Лицо все равно обгорело, шипел нос и щеки. Я выпрашивала конфеты и орешки у Дикса. Легли спать пораньше, завтра же долгожданный день...

День 6.

Проснулись очень рано, позавтракали. Дикс дал горсть орешков, сухофруктов и шоколад для перекуса, который я съела в миг, ещё не успев обвязаться. Надели  кошки, каску, обвязки, взяли ледорубы, и в связке пошли на вершину. Ледовая стена стояла перед лагерем. Дикс еще вчера анализировал, как пойти. Обходя трещины, он шёл первым, я за ним, Рома за мной. Поднимались постепенно. Вот он - профессионал, поочерёдно вбивая в лёд ледоруб и колья и зубьями от кошек, Дикс шёл быстро, и было заметно, как хождение по вертикальной стене доставляет ему удовольствие. Он вкручивал ледобуры, делая станции, Рома страховал его, потом я шла на кошках, вбиваясь в лёд и снег, и ледорубом помогая себе. Пальцы рук замёрзли даже в перчатках, так как часто касалась снега. Переодела на варежки. Иногда было тяжело дотянуть верёвку, чтобы прошелкнуть в карабин, и я кричу Роме, чтобы он выдал верёвку. Ждали друг-друга, и не лезли, пока верхний не дойдёт до следующей станции. Таким образом, около трёх часов шли вверх. Потом немного по прямой, и я уже думала, что дошла, а нет... Мой мозг отказывается верить, что ещё нужно идти, он уже договорился со мной, что вот дойду до той вершины, и все, пришла. А мы все идём... Я устала, думая отстегнуться, пусть идут без меня, а я подожду тут.  Стыдно признаться, ведь оставалось совсем немного ходьбы, а у меня были такие мысли и пошли слезы. Возможно от того, что я хочу так просто сдаться, или просто от усталости. Все-таки, отличная у нас команда! Рома кричал что-то про сына, чтобы я была примером, и подталкивая меня, чтобы не останавливалась, потому что если остановишься, то уже трудно будет собраться. А нам еще спуститься нужно, успеть.

Дикс вытягивал верёвку к себе, чтобы я не останавливалась, потом оба взяли за руки и повели. Хлопот я доставила на тот момент, смотря, что так стараются ребята, пытаюсь пойти сама. Ноги волочились уже. Ну вот, наконец-то пришли. Пик Талгар! Тот, почти пятитысячник, которым любовались с города, и вершина, у которой всегда в облаках. А теперь смотрим с другой стороны, вершины, в наш город. Все-таки, как же я люблю Алматы, за эти горы!!  Эмоции зашкаливали, появились силы. Начали улыбаться, фотографироваться, и у меня было чувство, что я смогу сделать все, что все желания будут сбываться. Такое приятное чувство теплоты и благодарности нашим ребятам, секции. Благодарность за все, что у меня есть. Там же Рома сделал видео -поздравление нашему тренеру- Мурату, у которого скоро намечался день рождения!

Затем собрались вниз, и меня пустили первой. Спускались по снегу, по крутому склону, используя кошки и ледоруб. Шли зигзагами в одной связке, ребята подсказывали, как лучше. Иногда попадался лёд, Рома по веревке выдал ледобур для страховки. Наконец-то спустились к палатке. Было 12 часов дня. Немного отдохнули, собрали вещи и отправились в путь, так же в связке, на вытянутую верёвку, но уже по другой дороге. Передвижение по леднику отличается от передвижения по скалам. На леднике все идут одновременно. Я шла посередине. Нужно было следить, чтобы верёвка между мной и впереди идущим не волочилась, но иногда было неправильно. Дикс шёл впереди, проверяя трещины, и когда он останавливался, нужно было тоже стоять, а я пошла. За мной Рома пошёл. Тут резко Дикс проваливается в спрятанную снегом трещину, но за счёт того, что она узкая, удерживает себя локтями, смотрит и говорит спокойным голосом, чтобы вытягивала верёвку. Наверное, он был в шоке. Подтягиваясь, выходит сам. Я ещё не осознавала, какие опасные, эти трещины. Но уже старалась, чтобы не было провиса верёвки.Этот ледник был весь в трещинах, какие хочешь, и широкие, где мог большой дом поместиться, и узкие, и очень глубокие, смотря на них, мурашки по телу бессознательно покрывали тебя. Впереди идёт Дикс, перепрыгиваем трещины, пытаемся выйти с этого ледника. Дальше слишком много их, меняем направления, теперь, Рома идёт первым, избегая трещин. Направляясь в правую сторону, тоже очень глубокие и страшные трещины, опять меняем направления. Дикс, осматриваясь, вытаскивает нас с этого ледника. Спасибо ему, слава богу, вышли. Уже идти было легче, пока не дошли до морен. Поднимаешься по ним, и прокатываешься немного, затем опять идёшь и идёшь. Ура, до зелени дошли - подножие перевала Кокбулак. Там поставили палатку, рядом вода была для чая и лапши. Рома вышел на связь. Думаем, как бы быстрее уже прийти, помыться, сменить одежду, снять эти ботинки. Рома рассказал про его путешествие в Грузию, когда они голодные заказали 15 хинкали и ещё много чего... Вспомнили борщ первого дня, и пошли спать.

День 7.

Все начиналось так хорошо, проснулись в 6 утра, позавтракав, собрали вещи, оделись и пошли.Прошли зелёный холмик, за ним был снежный спуск, мягкий ногам.Спустились легко и быстро, и началось... Камни. Они когда-нибудь закончатся!! Я всегда думала, что спускаться одно удовольствие, что это намного легче, чем подниматься... А тут предпочла бы снежную горку или травянистый холмик вверх, чем по этим бесконечным камням. Встретили людей, похоже на селевиков. Они были по другую сторону реки. Один пошёл вдоль реки, в сторону железного моста, где поговорили с ним. Их смена закончилась и они ждали вертолёт, чтобы вернуться в город. А мы пошли дальше, вдоль озеро, потом очень долго шли опять по камням. На небе пролетал вертолёт, за ребятами, которых недавно видели.  Очень захотелось, чтобы он нас довез до города.

Пошёл дождь, и камни были скользкими. Я понизила темп, он и так был черепаший, но боясь подвернуть ногу, или упасть, я стала держаться за камни, чуть ли не обнимая их, потому что если что-то случится, будет больше хлопот. Наконец камней становится меньше, неужели до травы дошли... Потом ребята прибавили темп, хотели успеть до темноты дойти до перевала Иванов лог.

Открываются красивые виды, деревья, по дороге земляника, очень вкусная.

Рома даёт фотоаппарат, и я, как ребёнок начинаю осматривать все, фотографировать, убавлять скорость. Начинают ворчать, что я еще медленнее стала идти. Вешаю фотик на шею, и пытаюсь ускориться. Дождик то идёт, то облачко быстро проплывает и дождь перестает капать. Так и я, сначало надеваю дождевик, потом снимаем его, а потом перестала. Ну и зря, вся промокла насквозь пока дошли до перевала. Уже стемнело, но мы успели. Неужели все позади... Ставим палатку. Дикс идёт за водой. Рома выходит на связь, и договаривается с Ирой, чтобы она нас забрала с озеро Иссык в 2 часа.  Ребята за дровами и разжигают костёр. Все начинаем греться у костра, ужинать и сушить вещи. На это раз лапшы было с добавкой. Я пыталась разглядеть звезды сквозь большие ели. Потом приготовили чай в термос, пакет с едой повешали на дерево, и пошли спать.

День 8.

Утро в лесу. Змечательное утро!  Воздух пропитан кислородом. Лень вставать, хочется проваляться так, в открытой палатке, но сегодня домой!!! Очень соскучилась по сыну. Видимо, все спешили, попили чай, быстро позавтракав, собрали вещи, и в путь. Через Иссык, несмотря на то, что не было разрешения. Ещё и дорога оказалась легче, чем мы ее прошли, усложняя свой путь.Дорога вдоль реки, можно было продолжить идти по ней, а не вбираться в гору, и понять, что там обрыв... Ещё одну переправу проходили, по бревну.

До озера Иссык оставалось совсем чуть-чуть, уже дом лесника прошли. Стали вдоль дороги, чтобы переодеться, снять ботинки... Рома пошёл вперёд, Дикс решил помочь затолкать мои ботинки в рюкзак. Как раз в это время проезжает инспектор, и в шоке, откуда мы такие взялись, ещё и с ледорубами. Выписывает штраф на одного, и позже даже довозит нас к озеру, где машины.  Рома уже успел дойти, и загружал свои вещи. Там в 2 часа дня нас встречала Ира, которая зарегистрировалась на забег в Космос апхил, но все-таки решила Рому и нас встретить. А то и так восьмой день в горах, но уже без еды... Шоколадки остались на перекус. Самое большое желание было выпить сладкой газировки и в душ, или лучше в баню.