Секция альпинизма, туризма и скайраннинга Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова

Тактика и организация восхождений (продолжение)

17 Январь, 2016

3. СОСТАВЛЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА ВОСХОЖДЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ

Правильно составленный тактический план — основа успеха и безопасности альпинистского восхождения и похода.

Разработка тактического плана — творческий процесс, требующий анализа и раздумий. В его создании должна участвовать вся группа.

Общая концепция плана избирается применительно к целям, задачам и условиям восхождения. В самой широкой трактовке план предусматривает:

  • цели восхождения, характер маршрута, а применительно к ним и задачи;
  • план подходов, организацию базовых и промежуточных лагерей или биваков;
  • необходимость предварительной обработки части маршрута, ее объем и продолжительность, организацию забросок запасов продпродуктов питания, их расположение и объем, маршрут, сроки и исполнителей;
  • определение ближайших и последующих задач применительно к особенностям маршрута, основные ориентиры и характер спуска с вершины;
  • календарные и суточные графики движения, их привязку к ориентирам, продолжительность рабочего дня и время выхода на маршрут;
  • предположительные места ночевок, их особенности, время на организацию бивака;
  • наличие ключевых мест, варианты их преодоления с указанием взаимодействия связок, особенно в условиях непогоды или изменившегося состояния маршрута;
  • определение тактической середины маршрута — точки возврата, вариантов ухода;
  • взаимодействие внутри группы, очередность и рубежи лидирования;
  • меры безопасности на протяжении всего маршрута с учетом запасных вариантов;
  • обеспечение снаряжением и инвентарем, продуктами питания, горючим для приготовления пищи, осветительными средствами, медикаментами. Упаковка грузов, распределение и способы переноски;
  • обеспечение средствами связи, сроки и рубежи сигнализации и связи, позывные, взаимодействие с соседями, вспомогательные группы и группы наблюдения, место их расположения и перемещение, унификация информации;
  • особенности плана применительно к конкретным задачам мероприятия: места и время, отводимое на учебные занятия или совершенствование определенных приемов и навыков, научные исследования, наблюдение за маршрутом, составление описаний, сооружение ориентиров;
  • план акклиматизации (адаптации);
  • другие сведения, не вошедшие в перечень, но имеющие значение применительно к характеру предполагаемого мероприятия.

Тактический план содержит не только текстовой, но и иллюстративный материал. По отдельным разделам он может быть объединен в тактическую схему — изображение маршрута по участкам в символах УИАА с указаниями или соответствующей «легендой».

Приведенные разделы плана не обязательны для всех без исключения альпинистских мероприятий. Их наличие, значимость, степень детализации зависят от конкретных целей и условий восхождения, похода или экспедиции в отдаленный горный район. Но обязателен для любого плана учет непредвиденных экстремальных обстоятельств, что, в свою очередь, говорит о необходимости резерва, соответствующего сложности и ответственности маршрута.

Следует помнить, что тактический план не догма, шаблон — его враг. Поэтому не надо пытаться втиснуть в предложенную форму и схему то, что предстоит разработать к реальному маршруту. Самая большая ошибка в тактической подготовке — превращение тактического плана в формальный атрибут, без которого «не выпустят на восхождение». В этом случае он тотчас теряет свое значение, ценность и направленность.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСХОЖДЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ

Тактическая грамотность альпиниста не ограничивается умением составлять план восхождения или всего мероприятия в целом. Достоинства и недостатки планирования неминуемо выявятся при реализации плана во время восхождения. И вполне понятно стремление к максимальному соответствию восхождения задуманному плану. Вновь напомним, план — это руководство к действию. Оперативная оценка тактических задумок, их сопоставление применительно к сложившимся условиям могут потребовать срочной корректировки плана. В этом случае должны проявиться тактическая грамотность руководителя, его умение обоснованно маневрировать силами, средствами, временем и резервами.

«Правила горовосхождений» предусматривают принципы поведения группы в аварийной ситуации, вплоть до вынужденного прекращения восхождения. Именно в этой связи надо подчеркнуть, что любой маневр не освобождает руководителя от необходимости сохранения резерва сил и средств, сохранения бдительности и внимания до самого возвращения в базовый лагерь.

Управление движением предусматривает наряду с запланированными и интуитивные решения. Это в первую очередь определение сложившейся ситуации, а также принятие решения в условиях острого недостатка информации и времени. Интуиция допускает принятие оптимальных решений не из многочисленных вариантов, а из кладовой личного осмысленного опыта. Уметь мыслить подобным образом — значит владеть важной составной альпинистского мастерства.

Подчеркнем в связи с этим недопустимость в тактике строго очерченных пределов — правил. Ситуация в горах на маршрутах восхождений меняется быстро и каждый раз преподносит восходителю очередной сюрприз своими нерегулируемыми особенностями. Представьте себе в такой ситуации человека, привыкшего мыслить «от» и «до».

Прежде чем перейти к конкретным формам тактической подготовки, напомним несколько положений, которые можно было бы назвать правилами (без них трудно продолжать рассмотрение вопроса):

  • любые попытки сведения тактики к системе формалнзирован-ных правил полностью противоречат ее существу, ибо тактические правила — это в лучшем случае только примеры из практики, иллюстрирующие правильность или Неправильность тактических решений для каждого конкретного события;
  • тактика не может выделяться в изолированный раздел подготовки альпинистов, обучение тактике должно органично вплетаться во всю учебную и спортивную деятельность горовосходителя;
  • требуется воспитать у альпинистов объективность при самооценке и оценке противостоящих сил во всем их многообразии и сознательное освоение личного опыта горовосхождений;
  • обязательно соблюдение тактической дисциплины, своевременные принятие решений и внесение коррективов в тактическую схему восхождения наряду с четким выполнением тактического плана там, где необходимости его менять нет;
  • необходимо учить умению четко разграничивать понятия «тактико-техническое решение» (организация движения и страховка на определенном отрезке маршрута) и «общие тактические решения» (взаимодействия, временные графики движения, прогнозируемые варианты, тактические резервы).

В процессе обучения в первую очередь обращают внимание на следующие разделы тактики:

  1. сбор, обработку и подготовку данных для планирования восхождения: определение целей и задач, изучение способов документирования информации (символы УИАА, фотографии, схемы, рисунки, описания), организация визуальной разведки объекта восхождения и фиксирование ее результатов; практическое использование актуальной информации; методика оценки собственных сил;
  2. планирование по элементам: план и его варианты, оформление плана, маршрутная документация; вопросы взаимодействия и связи; детализация отдельных разделов плана и учет в них учебных вопросов, резервы;
  3. реализацию и выполнение плана, тактическую дисциплину; отклонения от плана (предусмотренные и непредусмотренные); реальное взаимодействие, управление группой и обеспечение мер безопасности; поведение в экстремальных ситуациях и маневр;
  4. разборы законченных мероприятий (оперативные и фундаментальные, всего мероприятия и отдельных его этапов), имеющие основной целью продолжение учебного процесса, выявление недостатков планирования и реализации плана в их взаимосвязи.

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ВОСХОЖДЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ

Теоретическая подготовка. Проводится в виде лекций и бесед, показывающих правильное содержание тактики в процессе горовосхождений, понимание основных ее категорий и их взаимосвязи, критерии оценки качества подготовленности, единую терминологию, символику УИАА, определение категорий сложности маршрута и его отдельных участков.

Практическая подготовка. Учебные задания по сбору и систематизации их для составления тактических планов. Учебная разведка реальных объектов предстоящих восхождений. Задачи по составлению описаний пройденных маршрутов с разбивкой их по участкам и ориентирам. Составление тактических учебных планов, защита их перед товарищами по группе, в составе которой предстоит совершить данное восхождение. В процессе восхождений контроль за выполнением тактического плана, приучение участников к самостоятельной оценке возникающих ситуаций и принятию решений по организации мер безопасности, выбору вариантов прохождения участков пути и т. п. Во время разборов совершенных восхождений высказывания участников направлять на анализ действий участников и напарника по связке.

В практическую подготовку входит планирование текущих учебных и спортивных задач с привлечением к нему участников отделения или группы. Систематический контроль за уровнем подготовки также является звеном практической подготовки.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ВОСХОЖДЕНИЮ АЛЬПИНИСТОВ

Во всех сферах предметной деятельности человека надо уметь планировать и организовывать ее, оценивать и анализировать ход выполнения, выбирать и принимать оптимальные решения. Применительно к альпинизму способом приобретения таких навыков служат тактические игры.

Тактические игры в классе, в походе, на практических занятиях на рельефе должны максимально использоваться на всех квалификационных уровнях подготовки альпинистов: они повышают прикладную подготовку и создают предпосылки в обеспечении безопасности горовосхождений.

Участники тактической игры должны заранее знать тему и требования, которые будут предъявлены к ним в ходе игры как к руководителям восхождения; тогда они смогут активно подыгрывать ведущему и выступать даже в роли «противника». Построение игры может проходить по такой схеме:

  • один из участников, руководитель учебного или спортивного восхождения, докладывает группе о порядке его подготовки и организации, наметках тактического плана и т. п.;
  • остальные члены группы высказывают свои критические замечания или предложения по всем разделам подготовки и реализации тактического плана;
  • руководитель (ведущий) игры, остальные участники группы могут вводить ситуационные моменты, усложняющие ход игры, подсказывающие решения или создающие кризисные ситуации;
  • в результате общего обсуждения определяется оптимальное решение поставленной задачи;
  • руководитель игры анализирует и оценивает активность, подготовленность аудитории, подчеркивает основные принципиальные решения или упущения.

Основой тактической игры в классе может служить ранее совершенное восхождение или наиболее знакомый участникам маршрут. Руководителю игры надо иметь несколько задач различного содержания и направления, а также экспромтных задач с вариациями на тему: «А что делать, если...?».

Проведение тактических игр в походе или на биваке перед объектом восхождения имеет еще больший эффект. Ведь здесь не нужно воображать рельеф, его состояние, здесь усложняющие ситуации носят реальный характер. В подобных случаях тактическая игра совмещается с условиями предстоящего восхождения или похода, точным выполнением предписаний тактического плана, возможным взаимодействием соседних подразделений и групп, работающих в данном районе, обеспечением конкретной радиосвязи, сигнализации и пр.

Для большей эффективности в игру можно включить разведку и подготовку пути для других подразделений (к примеру, отряда начинающих альпинистов, выходящих в перевальный поход), элементы поисковых или транспортировочных работ.

7. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ВОСХОЖДЕНИЮ АЛЬПИНИСТОВ

Ситуационные задачи служат для обучения действиям в локальных ситуациях экстремального характера, вплоть до аварийных.

Поскольку деятельность альпиниста зависит от природы высокогорья, личных качеств и подготовленности человека, а эти явления в своей взаимосвязи сложны и разнообразны, возникновение таких ситуаций становится неизбежным. Занятия альпинизмом будут безопасными, если альпинист подготовлен к неожиданно возникающим и скоротечно развивающимся ситуациям. А поскольку отдельные ситуации зачастую переходят в целый комплекс условий, угрожающих не только ему одному, но всей группе, альпинист обязан уметь своими действия предотвратить подобное развитие событий.

Но для этого недостаточно иметь в своем активе лишь набор восхождений, чтобы накопить тактические навыки, необходимые для преодоления ситуаций, встречающихся на пути к вершинам,— нужно постоянное совершенствование.

Сегодняшняя наша задача — повышать качество обучения альпинизму. Происходит определенная индивидуализация, встают вопросы проблемного обучения. Решению этих вопросов вполне могут служить ситуационные задачи. Любая предложенная в них ситуация потребует от обучаемых серьезных мыслительных усилий, ибо она ставит перед ними действительно проблемные вопросы. Занятия по решению ситуационных задач потребуют от каждого альпиниста или группы в целом проявления индивидуальных качеств, покажут готовность обучаемых принять на себя смелость в выборе решения. Задача или ее отдельный элемент должны соответствовать технической и психологической готовности каждого участника, его квалификационному уровню — факторам, которые проводящий занятия инструктор или тренер обязан учитывать.

При определении решения альпинист должен выбрать вариант, предотвращающий развитие ситуации в комплекс проблем, вплоть до аварийной. Как правило, бывает несколько вариантов решений, но следует отдать предпочтение тому, который предполагает наибольшую безопасность или благополучие пострадавшего, требует меньше времени для исполнения (это часто является решающим фактором) и минимального числа людей и снаряжения.

В зависимости от контингента обучающихся ситуационные задачи делятся на группы:

  • технические задачи, требующие для решения определенного устройства систем из наличного снаряжения;
  • теоретические задачи, требующие установления допущенных ошибок в организации страховки и самостраховкн и путей их устранения;
  • тактические задачи, требующие принятия решений по тактике движения группы, учебного подразделения и пр.

При решении задач и моделировании экстремальных условий альпинист должен ясно представить себе ошибки, которые могут привести к беде. Если разыгрывается ситуация срыва и зависания пострадавшего на единственном крюке, на который дается дополнительная нагрузка при оказании помощи (организация на нем перил, подтягивание на нем пострадавшего), ведущий обязан показать недопустимость продолжения работы на крюке, уже выдержавшем нагрузку при срыве. Нужно доказательно объяснить недопустимость вторичного использования этого крюка как точки опоры, объяснить порядок переноса нагрузки с этого крюка на любую другую точку закрепления и порядок обеспечения страховкой оставшегося напарника по связке, идущего на помощь товарищу. При решении задач участники группы должны получить полное представление как о самой опасной ситуации, так и о факторах, которые могут привести к ее возникновению (переутомление, переоценка сил, пренебрежение мерами безопасности, тактические ошибки, технические недочеты). Следует также учитывать, что постановка ситуационных задач имеет большое значение и в психологической подготовке альпинистов.

7.1. Порядок решения ситуационных задач

  1. внимательно ознакомиться с ситуацией задачи, попытаться войти в положение группы или участника, с которым произошло происшествие;
  2. определить значение фактора времени для ее решения;
  3. определить очередность действий или последовательность оказания помощи пострадавшему;
  4. определить необходимое снаряжение, его количество, выяснить, что можно сделать при его недостатке;
  5. из возможных вариантов решения задачи выбрать и обосновать оптимальный;
  6. при рассмотрении задач учесть усложнение ситуации тем, что участники группы, с которой произошло ЧП, могут не видеть и не слышать друг друга во время работы по оказанию помощи;
  7. учитывать соблюдение оптимального пути с точки зрения его безопасности, возможностей группы, затрат времени;
  8. принять во внимание возможности организация вынужденного бивака или отсидки, состояние группы, погодные условия, наличие снаряжения и питания, условия взаимодействия;
  9. при решении задач строго выдерживать соотношение характера ситуации и применение тактических понятий.