Секция альпинизма Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова

Восхождение на пик Ленина (7134) в августе 2018 года. Алексей Криворучко

29 Декабрь, 2018

Восхождение на пик Ленина (7134) в августе 2018 года.

За неделю до выезда из Алматы, пришли плохие вести… Трагически оборвалась жизнь Семёна Дворниченко, с которым был знаком с 2013-го. Весной прошлого года, довелось побывать на его лекции, где он рассказал про зимнее восхождение на пик Хан-Тенгри( 6995) и пик Победа(7439).

В горах не бывает безопасных маршрутов, но кто бы мог предположить, что спуск с третьего лагеря во второй, станет для Семёна и Наташи… последним в этой жизни? Об этом много писали в интернете. Хочу лишь отметить мужество тех ребят, которые участвовали в спасательных работах, когда ещё была надежда, пусть самая минимальная.

***

Кому чего отмерено,
Дурная шепчет весть...

Её прогнать заразу,
Хочу, ты верь не верь...
Но постучалась громко,
В мою большую дверь!

Мечтал его увидеть,
Опять на леднике...
Сжимает болью сердце,
В немой, мужской тоске...

Наперекор стихии,
Он многое прошёл
И мне совсем не верится,
Что тут покой нашёл...

Ещё не всё потеряно,
Ещё надежда есть,
Что всё-таки мы встретимся,
На этом свете, здесь!

(30.07.18. Алматы, А. Криворучко (Сибиряков))

2.08 2017, Киргизия, первый высотный лагерь под пиком Ленина. На фотографии с лева на право: Александр Чечулин, Андрей Корнеев, я и Семён Дворниченко.

Сознание, отказывалось верить, что такого сильного спортсмена, человека с большой буквы, уже нет среди живых… Трагическое событие наложило свой отпечаток на экспедицию этого года… На первых акклиматизационных выходах, пока не стали ходить в связке, я обычно шёл замыкающим… Несколько раз оборачивался. Было ощущение, что кто-то идёт следом за нами. Хочется верить, что душа его обретёт покой и он будет нашим Ангелом Хранителем на этой горе…

Не буду утомлять вас подробными описаниями, с чётким указанием времени, сроков…

Это не спортивное восхождение и особого смысла в этом не вижу.

В Ачик-Таше узнал, что моим напарником будет Дима Генеральченко. Вот так сюрприз. У нас уже была неплохая схоженность. Мы вместе водили людей в прошлом году...

Пятого августа приехала наша группа. Семь человек. (Китай, Германия, Израиль, Россия, Великобритания, Гонконг, Фр. Полинезия). Было знакомство с людьми. Рассказ о предстоящей программе акклиматизации…

На следующий день, сходили на гребень пика Петровский. Все шли хорошо, кроме самого молодого клиента у которого неплохо получалось идти вверх, а вот на спуске он был в растерянности . Потом не мог перейти реку, которая к обеду стала более полноводной… Перенёс его на себе... Забегая вперёд, хочу отметить, что он сумел сходить на вершину!

После обеда сходил с группой Дины ( программа “Курортный Памир”) попить кумыс... Её напарник не пошёл, в общем я был вместо него. Пригодились знания обычаев кочевых народов, чем я охотно поделился с людьми. Кстати, сейчас стали доказывать, что кумыс содержит вещества, которые способствуют лучшей акклиматизации. Кочевники, специально пили этот напиток перед перегоном скота на летние высокогорные пастбища – джайляу…

Ещё успел сходить в соседней лагерь, чтоб поздороваться с Андреем Корнеевым…

Встретил земляков из Алматы, - Андрея Пучинина и Асем Абишеву…

День был очень насыщенным! Утром, после завтрака, вышли в первый лагерь.

Погода была солнечная, виды открывались сказочные. Группа шла неспешно, но уверенно… …

Расположились, покушали, договорились о планах на завтра и разошлись по своим делам. Кто-то спать, кто-то на кухню чай погонять. А я пошёл в гости к Сергею Титаренко, с которым познакомился в августе 2016 года… Он сейчас помощник Владимира Ивановича Сувиги. Посидели, попили чай.

Вспомнили Семёна… В другом лагере нашёл Мурата Есимханова, моего спортивного товарища из Алматы. Завтра он уходит во второй, затем в третий лагерь и далее, ему предстоит штурм вершины.

Погода сегодня “нелётная”. Небо затянулось плотной пеленой облаков, но это не мешает людям спускаться вниз. Кто-то идёт с вершины, кто-то на отдых после акклиматизации. Нам всё это ещё только предстоит совершить. …

На следующий день проснулся в шесть утра. Чувствую себя плохо. Болит голова и состояние, как перед простудой… Акклиматизация в этот раз проходит тяжело. Даже заходил вечером к врачу. Температура 36.7… Днём сходили на пик Юхина (5100)… Прошли ледник и стали подниматься по южному склону, когда один клиент повернул назад. Оказывается, доктор запретил ему подниматься сегодня высоко. Причиной стало его повышенное давление. В общем, парень не стал рисковать… Посоветовались и отпустили его с товарищем, который сказал, что тоже пойдёт в лагерь… Остальные пять человек и мы с напарником, благополучно достигли вершины и спустились вниз.

Утром следующего дня, у нас были ледовые занятия… Походили в связке, отработали подъём по верёвке ( жумаринг).

Когда возвращались в лагерь, я встретил Ершата из Алматы. Мы ходим в одну секцию альпинизма ААТ им. Геннадия Дурова… Всегда очень радует встреча с земляками!

В шесть часов вечера собрались всей группой и обсудили тактический план подъёма во второй лагерь. Разбились на связки. У нас с Димой по три человека. Самого молодого, персонально будет вести Элби ( Lal Bahadur Jirel, гид из Непала). Завтра, в четыре часа утра, запланирован выход во второй лагерь.

С погодой нам повезло! Было солнечно и безветренно. Постепенно набираем высоту, проходя большие трещины, через которые перекинуты металлические лестницы… Двойка Элби, после “зигзага”, постепенно ушла в отрыв… Проходить этот участок, на мой взгляд, стало страшнее, чем в прошлом и позапрошлом году. Благо, без происшествий. Хотя …

Мы шли в районе Костиной трещины, когда я услышал, что у идущей ниже нас связки, проблема…

“ Неужели кто-то упал в трещину?”- пронеслось в голове. Оказывается, одному из участников стало плохо и он попросился вниз… Да, задача! Что делать? Элби ушёл за перегиб. Конечно, можно вызвать его по рации, чтоб один из нас сопроводил клиента вниз, но тут, на наше счастье, шёл гид из Израиля. Зовут Игорь… согласился взять нашего человека к себе в связку.

На часах десять часов утра. Мы продолжаем подъём во второй лагерь. …

Очень плохо чувствует себя россиянин… Мы шли чуть более восьми часов… Перед самым лагерем он провалился в трещину, но благо я успел “зарубиться”, да и он “задержался” . Провалился одной ногой на снежном мосту. А когда остановился возле палатки, то потерял сознание. Арсений и Дима, привели его чувство... Человек приехал с севера России. Живёт на уровне моря. Удивляет его спокойствие и упорство. Работал до конца. Потеря сознания, лишь тому подтверждение…

Арсений Самойлов, дежурный во втором лагере. Распределил народ по палаткам… Примерно с шести вечера, пошёл снег. К нам пришла зима! …

Видели сегодня пищуху. Как грызун оказался на такой высоте (5300)? Загадка природы… Заглянул к нам в палатку м был таков. Только следы на снегу…

11-го августа, в начале 10-го вышли в третий лагерь (6100). Элби шёл в связке с Ч., в моей три человека, у Димы два. Поднялись до перегиба, а дальше пошли каждый своим темпом… Погода стояла просто идеальная. Тепло, солнечно, ветра практически нет. Поднялись в третий и я стал топить воду из чистого снега… Постепенно пришли почти все участники. Только один человек решил идти вниз, после отметки 5900... Жалобы на сильную головную боль. После вчерашнего, я не верил, что он пойдёт дальше. Молодец! Было видно, что человек хочет сходить на гору и делает для этого всё возможное, но без фанатизма.

Мы попили чай и стали собираться вниз, но происходящее на высоте события, заставили нас немного задержаться… Выше “ножа” , клиент отказался идти вниз, а потом и вовсе потерял сознание… Элби пошёл наверх, помогать Дмитрию Кувакину… Пока решали организационные вопросы, единственная женщина в нашей группе, стала проситься вниз.

Погода шепчет!”- говорила она, показывая на облачность, намекая на то, что погода портится…

Я повёл группу вниз. Чуть позже, нас догнал Дима Генеральченко… Мы благополучно спустились во второй лагерь, завершив тем самым радиальный выход на высоту 6100 метров над уровнем моря. …

Слава Богу, всё обошлось… Клиент Д. Кувакина, самостоятельно смог спуститься в третий и даже обогнал многих других, спускающихся… Укол дексаметазона сыграл положительную роль. Но для подстраховки, со второго в третий ушли Арсений и Александр… Элби остался с клиентом на 6100…

Сегодня утром, едва вышли со второго, я встретил Мурата Есимханова. Он шёл вниз. Вчера сходил на вершину.

С горой буду поздравлять внизу!”- пошутил я.

К вечеру пошла снежная крупа, переходящая в снег… Ночью выпало около десяти сантиметров … Идти или не идти?! Решили, что всё-таки будем спускаться.

Дима шёл со своей связкой первым. Тропил… В одном месте он провалился в трещину, но сумел самостоятельно выбраться… Когда прошли перегиб, примерно в районе Костиной трещины, нас догнал Слава Тополь… И только возле “зигзага”, стали подниматься на встречу, первые группы горовосходителей.

Вы во сколько вышли?”- спросил я одного из гидов.

В семь! Утром была плохая погода…”- уточнил он. Обычно люди стартуют в четыре утра, а то и раньше, чтоб по утренней прохладе пройти лавиноопасный участок между первым и вторым лагерем… Едва мы успели скинуть рюкзаки, как погода резко изменилась. Сверкали молнии, громыхал гром, пошла снежная крупа, но мы уже были в относительной безопасности. Успели таки проскочить…

Примерно в девять часов вечера, к нам в лагерь поднялись два человека на лошадях. Лошадники, как мы их называем. Это местные ребята, которые занимаются перевозкой грузов между базовым лагерем ( Ачик-Таш) и первым высотным. Каждый день, на протяжении всего сезона, они курсируют между 3300 и 4400…

Владимир Иванович Сувига, начальник первого высотного лагеря, расположенного по соседству с нашим, попросил по рации, чтоб они остались у нас хотя бы до десяти вечера… Со второго лагеря спускались корейцы. Три человека… Снегопад усилился и мы установили дежурство, чтоб по очереди чистить снег с палаток… Вдруг, в дали появился огонёк. Это был один из группы корейцев. На вопрос, где остальные? Он не мог дать чёткого ответа… Тем временем, снегопад не прекращается… Подошла группа спасателей. Согласовав свои действия с руководством, они принимают решение идти до места называемого “кошки”. Дальше было очень опасно. Могла сойти лавина… Уже в двенадцатом часу ночи, они передали по рации, что нашли двоих и идут с ними вниз. Попросили выехать навстречу лошадника, т.к. один был очень слаб… В первом часу ночи, мы проводили спасателей и спасённых ими людей с Южной Кореи.

13 августа, после завтрака, наша группа стала спускаться. Лишь Элби с клиентом, оставались во втором лагере, не решившись вчера на спуск в условиях плохой видимости и снегопада. Сегодня они будут ночевать в первом…

Когда мы прошли перевал Путешественников (4128), я показал ребятам наскальный рисунок горного козла… Свидетельство того, что люди заходили в эти места и в глубокой древности. …

Когда пришли в базовый лагерь “Ачик-Таш” (3300), три наших клиента решили завершить программу восхождения. Хорошо, когда человек может трезво оценить свои силы… Осталось три человека из группы.

14 августа. Проводили ребят, досрочно завершивших программу восхождения, в город Ош. Погода, просто “идеальная”… Пик Ленина, во всей своей суровой, снежно ледовой красе, словно приглашает в гости! Расставаться немного грустно. За девять дней, люди успели сплотиться в команду. Походили в связке друг с другом и поднялись на высоту 6100. Очень серьезно, если учесть, что все живут над уровнем моря! Самое главное, без происшествий. Кто знает, может когда-нибудь, наши жизненные дороги ещё раз пересекутся?.

Сфотографировался с ребятами гидами из Непала. Они водят людей на высочайшую вершину мира Эверест (8848). Приехали в межсезонье, поработать на пик Ленина.

Зовут в гости…

У нас сегодня первый, полноценный день отдыха. Хозяйственные дела, игра на гитаре… Романтика, одним словом.

15 августа. После завтрака, сходили на озеро Тулпар-Куль… Встретили местных ребятишек, идущих с пустыми бутылками из под минеральной воды. Киргизский язык очень похож с казахским и понимают они друг друга без переводчика. Это помогло мне узнать, где можно купить литр кумыса за 50 сом. А так он стоит 100-150 сом.

Казак…”- зашептались ребятишки, определив конечно, что я не местный, т.е родом не из Киргизии.

После обеда спустилось несколько групп с первого. Люди тут все общительные. Советуются, спрашивают друг у друга, что и как?. Особенно те, кто приехал в первый раз. Порой общение приводит к неожиданным результатам… У нас ещё один человек из группы, решил завершить программу.

Они такие сильные ребята и не смогли, а я женщина!”- парировала она наши наставления и рекомендаций.

…Один из гидов, у которого был персональный клиент, стал интересоваться у коменданта лагеря, когда можно будет уехать в Ош?

Вы больше не пойдёте на гору?”- спросил я его, зная о том, что они пришли с акклиматизационного выхода на 6100.

Нет, клиент решил прекратить программу .”- ответил он.

Жаль конечно!”- посочувствовал я ему. “А вы тоже не сходите. Погоды не будет!”- как отрезал он. Всё бы ничего, но его клиент сидел на солнышке с нашим и как следствие, отказ од дальнейшего восхождения… Конечно у неё были сильные солнечные ожоги губ и мозоли на ногах, но она опытный горный турист. Ходила на Ушбу (4710). Этот разговор, стал последней каплей её сомнений…

Всё к лучшему. Было бы гораздо печальнее, если бы она отказалась от восхождения в ночь перед штурмом.

Вечером ходил в гости к ребятам нашей секций... Саша и Андрей, опытные гиды. Всегда дают дельные советы. Вот и в этот раз, согласовывал с ними день штурма. На наше счастье, было два дня “хорошей” погоды, которая бы дала возможность сходить на вершину…

Солнечным утром, шестнадцатого августа, мы ушли в первый лагерь. У нас осталося один клиент из Германии. Спортивный, ответственный парень.

Вчера, на вечерней связи, нам сказали, чтоб поднимались с Димой и клиентом… Пришли и начались нестыковки. Мол один клиент, один гид. Но это отдельная история и не вижу необходимости подробно на этом останавливаться. С напарником решили идти вместе, финансовая сторона вопроса отошла для нас на второй план. Завтра утром, троём выходим во второй. Решили идти вместе, не смотря на то, что клиент один. Спокойнее, как-то.

Второй разряд, это когда в двойке не страшно сходить на тройку”- шутят альпинисты. А тут ещё и не опытный клиент... Руководство не стало препятствовать.

Вечером чувствовал себя неважно… Погода испортилась. Морсит дождь и это на высоте 4400! Слышен грохот ледовых обвалов и “шорох” падающих камней… Природа словно намекает: ”Зачем вам это надо?”.

В четыре тридцать утра, семнадцатого августа, вышли во второй высотный лагерь… Туман, видимость 50-100 метров… В одиннадцать часов пришли на 5300.

Самочувствие у меня было плохое, пока не отлежался в палатке… Ночью были сильные порывы ветра, но это не помешало хорошо выспаться.

Подъём в семь тридцать. Самочувствие удовлетворительное. Выпало несколько сантиметров снега. В начале девятого появилось солнышко и мы стали подниматься в третий лагерь... На акклиматизационных выходах, по ощущениям было гораздо легче. Когда пришли на 6100, стал дуть сильный, холодный ветер…

Днём, когда светит солнышко и нет ветра, палатки превращаются в линзы, растапливая снег под собой. Дно становится похожим на корыто. Спать очень не удобно… Мы решили перенести одну палатку на новое, ровное место. Это было настоящим испытанием. Ветер усилился и дул не переставая. У меня впервые, за всё время экспедиции, стали мёрзнуть пальцы на руках. Наконец, нам удалось её установить… Дима с клиентом, расположился на новом месте, а я пошёл в пустующую сегодня палатку дежурного.

К вечеру ветер утих, но пошёл мелкий, редкий снег. Завтра утром выходим на штурм. По прогнозу, впереди два дня хорошей погоды...

19 августа. Мы вышли в 4:15 утра. Дул сильный , порывистый ветер. Иногда мы останавливались, чтоб переждать очередной шквал… С восходом солнца, погода должна стать лучше. Эта мысль заставляет идти дальше. Шли медленно, с частыми остановками. У меня стали подмерзать ноги. Остановился, сделал несколько десятков махов, словно футболист, пинающий мяч. Ноги стали согреваться. Главное, не упустить момент. Почувствовали, что пальцы на ногах или руках стали сильно мёрзнуть, остановитесь и сделайте “отмашку”, как говорят альпинисты.

Тем временем, мы уходили всё выше и выше. Солнечный день, не спешил наступать. Гора испытывала на прочность и пересилить желание повернуть назад, было очень нелегко. Яркий, солнечный день и почти полный штиль, были нам наградой. Единственным препятствием на пути успешного восхождения, стало отсутствие тропы. Она конечно просматривалась, но практически везде, была занесена снегом…

Перед подъемом на крутой участок ледника, который называется “Нож”, мы сделали привал. Клиент стал проситься вниз. Поднимаю его рюкзак и понимаю, что с таким весом, действительно лучше повернуть назад. Уговорили его продолжить восхождение, оставив рюкзак здесь, чтоб забрать на обратной дороге. Дима положил к себе термос клиента и мы продолжили подъём.

Почему я не клиент?”- промелькнула в голове опасная мысль -“ Точно бы развернулся!”… Чувствовал я себя плохо. Стало морозить. Возможно поднялась температура? Прислушался к своему дыханию. Не услышал ничего подозрительного. Сделал вывод, что пока всё в норме и надо идти, чтоб не подвести напарника…

Дима стал подниматься по перилам “Ножа”. Мы следом за ним. Дошли до места, где надо было закрепиться… Клиент решил немного отдохнуть и сел на попу… Склон в этом месте очень крутой и он покатился вниз… На наше счастье, я успел схватить его за одежду… По глазам было видно, что он от неожиданности растерялся, пытаясь понять, что пропроисходит? Показал ему жестом, чтоб перевернулся лицом к склону… Всё обошлось. Перила свободны. Я не стал заострять внимание на ситуации, чтоб не сломать психологически волю клиента, который и так старался по максимуму…

Дальше, без происшествий, сходили на вершину, пробивая для себя тропу…

Спуск для меня был тяжёлым. Ничего не болит, а сил практически не осталось. Вспомнил, что читал об этом состоянии у Анатолия Букреева…

Залез” в “глубокие резервы” – говорят спортсмены… Ребята ушли вперёд, но ждали меня на каждом повороте тропы, пока спускались с полато Парашютистов. Дальше шли вместе… Сбросив высоту до 6400, мы присели на отдых.

Людей так и не встретили. Получается, что только наша группа была сегодня на вершине. Остальные пойдут завтра, ориентируясь на лучший прогноз погоды…

В лагерь пришли в 19.40. Мне хотелось только пить. Остались с ночёвкой, хотя были планы идти ночью во второй.

Мой организм пытался справиться с болезнью. Появился сильный кашель. Осознание того, насколько сильно рисковал, решившись выйти на штурм в таком состоянии, ещё не наступило...

20 августа. Подъём в 7.10. Чувствую себя лучше. Дима ушёл с клиентом в 7:20. Они проснулись раньше и сразу стали собираться… Я вышел примерно в восемь. Силы появились, но быстрый темп держать не могу… Погода солнечная, вереницы людей поднимаются в третий лагерь…

Мы хотим выходить минут через десять!”- сказал Дима, когда я подошёл к палатке, спустившись во-второй лагерь.

Хорошо! Чаем угостите и пойдём!” – ответил я. Термос в дорогу, был уже готов. Согрели ещё воды, выпили, связались и пошли.

Во втором лагере на 5300, в отличие от третьего, с ледника бежит вода и топить снег не надо. Это позволило нам сэкономить время.

Тропа вначале идёт немного вниз. Там много трещин и она петляет между ними. Затем уходит левее по склону и выполаживается…

Вдруг, где-то над головой, послышался грохот… Это была лавина.

Последний кадр...” - промелькнула мысль в голове и почему-то вспомнил Анатолия Букреева, словно увидел, то что и он в тот роковой для себя день…

Весной этого года, я познакомился с одним человеком, который занимается йогой и медитацией. Та самая категория людей, которая может “ВИДЕТЬ”. Я бы не поверил кому-то на слово, если бы не услышал однажды:” А кто такая... и кто такой…?”

А почему ты спрашиваешь?”- удивился я.

Я их “ВИЖУ” рядом с тобой!

А как они выглядят?”- не унимался я и был просто поражён ответом. Настолько чётким был словесный портрет этих ( близких) мне людей, которых “ВИДЯЩИЙ” просто не мог знать…

Ты не погибнешь в трещине или под лавиной…”- услышал я тогда, хотя не задавал подобный вопрос, но дело в том, что человек знал о моей поездке в большие горы …

Возможно, это была психологическая установка? Не знаю? Но возвращаясь мысленно к событиям этого дня, начинаю понимать, почему у меня не прошла вся жизнь перед глазами…

Последний кадр…”- промелькнула мысль в голове… Мы остановились и как бандар-логи на Каа ( из рассказа Р. Киплинга) смотрели на её стремительный спуск. …

Дима, вперёд ! Гоу, гоу!” – крикнул я, жестами показывая, что надо уходить из зоны возможного поражения. Мы побежали… На наше счастье, лавина пересекла тропу метрах в пятидесяти от нас. Там, где мы шли совсем недавно. Вышли бы на пять минут позже и пришлось бы несладко.

Было видно, как тропу простреливают глыбы льда. Это был “небольшой” ледовый обвал, увлекший за собой клубы снежной пыли… Мы немного постояли, перевели дух и пошли дальше вниз…

В начале первого, спустились в первый (4400). Собрал снаряжение и отправил его в Ачик-Таш на лошади. Повезло, что лошадник не уехал и у него нашлось место для моих пожитков.

Зашёл к доктору… Температура 37.8. Диагноз: воспаление верхних дыхательных путей. Посторонних шумов в лёгких нет. Это конечно радует.

Пообедали и стали спускаться дальше вниз. К ужину были в базовом лагере Ачик-Таш.

Завтра уезжаю в Ош. Сегодня нас ждала баня и праздничный, прощальный ужин.

Подходит к концу мой третий сезон под пиком Ленина. Ещё не раз буду мысленно проходить по маршруту от лагеря в лагерь, но всё это будет потом. Впереди меня ждёт дальняя дорога домой, которая будет проходить по живописным местам Киргизии и родного Казахстана…

P.S. До встречи друзья! До свидание Ачик-Таш, до свидания пик Ленина...

Алексей Криворучко (Сибиряков) Киргизия, август 2018 г.