Секция альпинизма Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова

«Своя Италия» Дениса Урубко, или как завершилась моя поездка на Фестиваль в Карпаче

29 Март, 2016

Источник: Ветер Странствий | Казахстан | март–апрель 2016

Автор: Александр Чечулин

Фото из архива автора

Ярким тёплым ноябрьским днём самолёт приземлился в итальянском аэропорту города Бергамо. Ну что за ноябрь в Европе?! Ни облачка в бездонном синем небе, солнце жарит почти по-летнему. А у нас в Алматы уже давно лежал снег. Скоро я увижу своего друга – Дениса Урубко!

Меня, как неискушенного туриста, впервые попавшего в Европу, поразило полное отсутствие контроля на выходе из терминала прилёта. Ни паспортного, ни таможенного, ни багажного. Просто забираешь свой чемодан с ленты транспортёра и выходишь в город.

Некоторые из прилетевших пассажиров торопливо направились в пункт проката автомобилей, а кто-то к кассам и далее на автобусную остановку.

Мне же пришлось ещё полтора часа ждать прибытия рейса из Мадрида с моим другом на борту. Денис Урубко, к которому я прилетел в гости по его любезному приглашению, возвращался из своей очередной рабочей поездки.

– Санёк! Глазам не верю! Ты здесь, Профессор! – раздался громкий весёлый голос вышедшего из зала прилёта Дениса.

– А ты что, прапор, надеялся, что я до тебя не доберусь?! Подумаешь, обещанного не три года, а всего-то лет пять ждал – поддел я его в ответ на «профессора».

Вот и начались наши постоянные взаимные дружеские шуточные подначки. Денис метеором сгонял в кассу за билетами. На автобусе и электричке доехали из Бергамо (Bergamo) в небольшой городок Нембро (Nembro), расположившийся на склонах Альп Оробье (Orobie Alps) над рекой Серио (Fiume Serio). Оказывается, если ты приобрёл билет на автобус, то в течение полутора часов после компостирования можешь пересесть даже на легкорельсовую электричку и ехать дальше.

В Нембро мне стало понятно, чем привлекло место нового обитания моего друга. Уютный невысокий городок расположился на склонах зелёных холмов. К тому же, как и в Алматы, у улиц есть «верх» и «низ» для ориентирования, правда, «верх» находится на севере, а не на юге, как у нас.

Денис уже придумал программу моего пребывания: утром, в обед и вечером мы будем заезжать в офис компании сеньора Франко Ачербиса для рабочих вылазок в интернет под хороший кофе, а также непременно будем выбираться на скалы, походим в горы, прогуляемся в старый верхний город-крепость Бергамо и под занавес съездим на море. Мне эта программа пришлась очень даже по душе и мы приступили к её реализации.

Ранняя побудка, зарядка, лёгкий завтрак – и вот мы уже едем в офис Ачербис. По дороге Дэн уточняет нашу дневную программу развлечений: из офиса едем в прекрасный скалолазный сектор с подготовленными маршрутами различной категории сложности от 6а до 8b+ или 8с, на любой вкус.

От стоянки в конце дороги прекрасная тропа через лесок над речкой вывела нас к площадке под скалами, где Денис наметил начало моего знакомства с итальянской природой.

На противоположной стороне ущелья за речкой на крутых скальных нависаниях лазали крутые же скалолазы. Наши планы были намного скромнее.

Налазившись в удовольствие по тёплым скалам, мы вернулись в городок Альбино (Albino) в офис Ачербиса на обед – кофе – интернет.

Далее наш путь лежал под склоны горы Филаресса (Monte Filaressa, 1132 м), где мы собрались посмотреть её северо-восточную часть и попробовать пройти какой-нибудь новый маршрут.

Проехав примерно 12 километров от дома, мы оставили машину на стоянке в Кастелло (Castello) и, экипировавшись для подвигов с приключениями, по отличной проторённой тропе отправились в путь по склону горы. Пройдя на север с километр, мы свернули с тропы вверх на травянистый, поросший кустарником и деревьями склон в направлении к небольшим скалам. Но… как оказалось, эти скалы на одном из гребней горы разрывались широким и глубоким отвесным провалом, через который мы не смогли бы безопасно перебраться. Пришлось искать обходной путь спуска в этот каньон.

В конце концов мы нашли то, что искали – и приключения на некую среднюю часть тела, и очень красивое место, и крутой скальный склон вперемешку с заросшими травой полками и балконами. Как обычно в нехоженых местах скалы были очень хрупкими и рассыпающимися от наших прикосновений.

Но мы ведь не просто поглядеть сюда пришли, а погеройствовать! И ведь нам это удалось! Из специального альпинистского снаряжения мы взяли самую малость, необходимую для прохождения простого маршрута: верёвку, оттяжки с карабинами, несколько закладных элементов. Но рельеф склона горы заставил нас прилично напрягаться. Мест для организации надёжной страховки на скалах не оказалось. Пришлось искать обходные пути по скользким травяным полкам. Ох, как же нам захотелось подержать скально-ледовые инструменты в руках и надеть отсутствовавшие у нас «кошки» на кроссовки!

В конце концов, преодолев и небольшое скальное нависание, и скользкие склоны, мы выбрались на вершину Филарессы.

Поглазев с вершины по сторонам и полюбовавшись предвечерними пейзажами, мы быстро спустились по противоположному склону к машине. Переоделись, передохнули. Денис купил винограда у хозяина фазенды. Перекусили и поехали поужинать честно заработанной большущей пиццей и вкуснейшим пивом, после чего прогулялись по вечернему Нембро.

На следующий день в 6:30 утра мы уже катили на машине в национальный альпийский парк Оробье Бергамаске (Parco delle Orobie Bergamasche), в долину Вальканале (Valcanale). Наш путь лежал вдоль реки Серио через долины и сжатые горами посёлки. Промчавшись под километровыми стенами Монте Секко (Monte Secco) мы свернули налево в западном направлении и проехали до конца асфальтированной дороги через всю долину Вальканале до конечной стоянки у приюта Альпе Корте (rifugio Alpe Corte). Отсюда начинались трековые маршруты к горным приютам, вершинам и перевалам.

Денис предложил сходить новый маршрут на гору Корно Бранкхино (Corno Branchino). Но после часа пути через красивейший лес и долину, когда показалась гора, нас ждало разочарование. Планируемый маршрут вблизи оказался совсем простым.

Зорко оглядев окрестности, Денис радостно воскликнул:

– О, Санёк, а вон тот склон горы Монте Делле Галлине (Monte delle Galline) смотрится довольно круто и потенциально оч-чень заманчиво! Давай сгоняем туда, может, что-нибудь интересное нароем!

А мне что, было бы предложение! Почему бы не посмотреть прекрасные места?

Пройдя по маршруту 216 мимо хижин Корте ди меццо (Corte di mezzo), мы присели перекусить у весело журчащего ручейка. Слегка отдохнув, отправились вверх по склону к скалам выбрать маршрут восхождения. Обсудив возможные варианты подъёма и спуска, мы определились в своих предпочтениях.

Начали со скал из-под нависания, а потом опять началось итальянское «траволазание». Периодически встречались участки крутого склона с очень скользкой и острой травой, на которой устоять было очень непросто. Хотя Денис, работая первым, и старался придерживаться скал, но выходов на траву было не избежать. Один раз даже пришлось организовать страховочную станцию на дереве.

В этот раз на восхождение Денис взял крючья и молотки, поэтому возможность организовать надёжную страховку возросла многократно в сравнении со вчерашним первопроходом. Однако всё равно нам обоим регулярно хотелось воспользоваться ледовыми молотками и кошками. Но для Дэна, наверное, было как-то непривычно и неприлично лезть с «тяпками» и в «кошках» по траве без снега под ярким тёплым солнышком… А зря!

С шутками и прибаутками через три часа после старта мы взобрались на вершину горы.

Виды на окрестности долин и соседних вершин были просто потрясающими!

Мы решили спуститься с вершины через перевал Делла Мароджелла (della Marogella) между нашей вершиной Монте Делле Галлине и соседней Корно Бранкхино. Тропа по гребню с вершины к перевалу была заметна, а с перевала вниз уже вёл промаркированный трековый маршрут 270А.

Примерно через час спуска мы вернулись к машине, таким образом завершив наше семичасовое похождение.

На обратном пути домой мы остановились в большом придорожном кафе попить кофе и поесть мороженое после стольких часов хождения под почти по-летнему жарким ноябрьским солнцем и затем покатили дальше. Проезжая мимо одной из фабрик, я был поражён, увидев установленный на крыше офисного здания самолёт-истребитель. Денис рассказал, что оказывается в Италии очень много коллекционеров различных видов вооружений – от старинных до современных. У некоторых любителей больших «игрушек» в гаражах стоят танки и прочая бронетехника, которую периодически «выгуливают» во время больших праздников и торжеств.

Вечером у нас была прогулка к ближайшему храму, Madonna dello Zuccarello, на склоне горы над домом Дениса.

Вид с обзорной площадки на долину реки Серио с яркими огнями многочисленных городков был великолепен. А как тешили слух прекрасные звуки мелодичных колокольных перезвонов!

Следующее утро у нас опять было отведено под скалолазание. В этот раз мы поехали на скалодром Arrambicare a San Patrizio под открытым небом между городками Вертова (Vertova) и Бондо (Bondo). Там оказалось шесть секторов для лазания с двадцатью маршрутами от 4 до 7а+ категории сложности и камнем для боулдеринга.

После лазания и обеда с Интернетом была замечательная экскурсионная прогулка в старый верхний город Бергамо, которую мне устроил Денис. Нам вместе удалось увидеть то, чего Дэну не удавалось отыскать в течение нескольких лет. Мы зашли в старый город через ворота, в которые вводил свою освободительную армию в 1859 году Джузеппе Гарибальди. Справа на воротах весит мемориальная доска с соответствующей надписью, на которую Денис раньше не обращал внимания. Затем я уговорил его зайти во внутренний двор Университета Бергамо, а там в древнем храме нам повезло увидеть остатки старинных фресок на стенах. Вдобавок к этому мы заглянули в ещё открытый Исторический музей Бергамо, походили по храмам, паркам и старинным улочкам.

Так завершился ещё один прекрасный вечер в гостях у Дениса. А на следующий день мы поехали на Лигурийское море через Кремону (Cremona), Парму (Parma), Специю (La Spezia) в Портевенере (Portovenere) и обратно через Геную (Genova) в Миланский аэропорт Мальпенса (Milano Malpensa), откуда я вылетел через Минск домой, в Алматы.

Решение свозить меня на морское побережье Денис принял мгновенно, после того как выяснил, что я не видел моря уже 45 лет.

Денис накупил продуктов для вечернего пикничка с хорошим сыром и вином, взял палатку и прочее необходимое для комфортного отдыха бивуачное снаряжение.

– Санёк, я тебе такое место покажу! Ты такое море увидишь! А рядом – скальные стены с маршрутами! Рай!

Мы загрузились в машину и помчались к новым приключениям.

Объехав гигантский военно-морской арсенал НАТО в Специи, мы проехали вдоль морского побережья через Маролу (Marola), Феццано (Fezzano) и Грацию (Le Grazie) в красивый городок Портовенере (Portovenere). Денис оставил машину на стоянке, и мы пошли по набережной к церкви Святого Петра (Chiesa di San Pietro), заложенной в 1198 году на месте античного святилища, посвященного богине Венере и более поздней церкви V века.

До сумерек побродив по достопримечательностям этого городка, вдоволь налюбовавшись старинными узкими улочками и зданиями, мы вернулись на набережную, зашли в один из многочисленных ресторанчиков выпить по чашечке кофе с десертом и вечернему коктейлю.

Поднявшись на машине по дороге в Национальный парк Чинкве-Терре (Parco Nazionale delle Cinque Terre) с самой длинной пешеходной тропой на побережье, мы остановились на ночлег над гаванью у подножья древнего военного форта Муццероне (Muzzerone).

Установили палатку на одной из обзорных площадок рядом со столом и скамейками для пикника с видом на море, достали продукты для вкусного деликатесного ужина, мой ноутбук и, рассматривая многочисленные горные фотографии, понеслись по приятным воспоминаниям о совместных восхождениях, общих местах и знакомых, последних экспедициях, похождениях и приключениях, хороших и разных.

Поглядывая на лунную дорожку в море, я взахлёб рассказал Денису о Фестивале в Карпаче, его участниках и презентациях. О том, как часто с шутками и прибаутками мы вспоминали его, когда лазили на скалах с Оскаром Кадьяком, которому я дал скальные туфли Дениса, обо всех фестивальных событиях и выступлениях, о наших беседах с Богуславом Магрелем, о планируемых экспедициях и возможностях вновь где-нибудь встретиться.

Денис разработал большую программу подготовки польских и итальянских альпинистов на несколько лет вперед и действует по ней. Хотя его дом всегда открыт для друзей, но в ближайшее время для нас с Денисом реальнее пересечься где-нибудь в кыргызской долине Ачик-Таш под пиком Ленина или на его склонах.

Рано утром мы собрали свой мини-лагерь и прогулялись по тропе до бывших канонирных площадок и отвесных скал, облюбованных Денисом для напряжённого лазания.

Замечательно потренировавшись на других, простых скалах, выпив кофе и перекусив, собрались в обратный путь и помчались на север, в миланский аэропорт Мальпенса. По дороге Денис рассказал о своих планах освоения побережья под лазание, о поиске новых шикарных скальных секторов, но чтобы были непременно с потрясающими видами на море и окрестности!

Мы неслись по автобану вдоль морского побережья сквозь частые туннели, пробитые в горных склонах, мимо посёлков и городов, неумолимо приближаясь к Милану и расставанию. Начал накрапывать легкий тёплый дождик. Вот и аэропорт. Попрощавшись с Денисом вхожу в это шумное многоголосье на вылет через Минск в Алматы...

Так завершилась моя поездка к замечательному другу, подарившему мне свою Италию.